link1480 link1481 link1482 link1483 link1484 link1485 link1486 link1487 link1488 link1489 link1490 link1491 link1492 link1493 link1494 link1495 link1496 link1497 link1498 link1499 link1500 link1501 link1502 link1503 link1504 link1505 link1506 link1507 link1508 link1509 link1510 link1511 link1512 link1513 link1514 link1515 link1516 link1517 link1518 link1519 link1520 link1521 link1522 link1523 link1524 link1525 link1526 link1527 link1528 link1529 link1530 link1531 link1532 link1533 link1534 link1535 link1536 link1537 link1538 link1539 link1540 link1541 link1542 link1543 link1544 link1545 link1546 link1547 link1548 link1549 link1550 link1551 link1552 link1553 link1554 link1555 link1556 link1557 link1558 link1559 link1560 link1561 link1562 link1563 link1564 link1565 link1566 link1567 link1568 link1569 link1570 link1571 link1572 link1573 link1574 link1575 link1576 link1577 link1578 link1579 link1580 link1581 link1582 link1583 link1584 link1585 link1586 link1587 link1588 link1589 link1590 link1591 link1592 link1593 link1594 link1595 link1596 link1597 link1598 link1599 link1600 link1601 link1602 link1603 link1604 link1605 link1606 link1607 link1608 link1609 link1610 link1611 link1612 link1613 link1614 link1615 link1616 link1617 link1618 link1619 link1620 link1621 link1622 link1623 link1624 link1625 link1626 link1627

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА. СИСТЕМА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Важная особенность культуры — заложенная в ней человеческое начало. Культура не существует вне человека, она порождена человеческим стремлением поиска смысла своей жизни и деятельности, совершенствования себя и мира. Во все времена человечество реализует себя в трех главных областях культуры: отношениях человека с природой, человека с человеком (общественные отношения) и человека с самим собой. Совокупность качеств, приобретённых человеком в определённой культурно-исторической среде, составляет понятие “личность”. Личность — это продукт исторического развития, формирующаяся в конкретном обществе, на основе конкретных общественно-культурных отношений. Для каждого этапа культурно-исторического развития характерны типичные черты личностной деятельности. Такие типичные черты лежат в основе формирования исторической модели культурного человека, и характеризуются: исторической эпохой, объективными условиями существования (бытия), национальными и психологическими особенностями, системой культурных ценностей.

Становление исторического типа культурного человека относится к периоду разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества. Человек отчуждается от своего рода с его символом (тотемом), начинает осознавать свой внутренний мир, свою специфику, уникальность и неповторимость, своё “Я”.

Возникает основа для формирования нового уникального феномена — личности, развитие и усложнение деятельности которой составляет объективный закон истории и культуры.

Характерной чертой для античной модели культурного человека (VIIв. До н.э. — Vв.н.э.) является понимание его как частицы космоса — “микрокосмос”, воплощение всех могущественных сил, вселенной в одном человеке. Отношение к миру определяется как анторопотеокосмизм, с антропоморфностью античных богов и личностным типом, ориентированным на достижение божественного идеала, в соответствии с принципами гармонии, симметрии и меры. Идеал для жителей греческого полиса — объединение физических и нравственных добродетелей, свобода духа и гармоничное развитие личности, здоровье, молодость, красота, мифологизированное сознание, индивидуализм творчества.

Существенные изменения в понимание человека внесло средневековье (V-XIVв.) с тотальным господством христианской церкви и строгой регламентацией жизни человека феодальной общиной. Характерным становится противопоставление телесной и духовной жизни, монашеское самоотречение от социального мира. Двухсобытийная средневековая модель мира помещала человека между первособытием (первородным грехом) и сверхсобытием (страшным судом). Резкое сословное разграничение в средневековом обществе повлияло на формирование основных черт средневекового типа культурного человека — смирение и кротость, беззаветное и преданное служение богу, регламентация поступков и помыслов. В художественном творчестве преобладает абстрагирование от образов реального мира, возвышение христианского учения.

Подлинный переворот во взглядах на человека произошел в эпоху Возрождения (XIV-XVвв.). Традиционный для средневековья вопрос о смысле смерти меняется на вопрос о смысле жизни. Формируется гуманистический подход к человеку, вера в его неограниченные способности и возможности. Выдвигается идеал ценностей, всесторонне развитой личности. Свободно формирующей своё бытие и достигающей жизненно важных целей. Человек «Возрождения» начал чувствовать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъектом истории, эффективно планировать свою деятельность.

Следующим шагом в формировании нового культурного типа человека стала эпоха «Просвещения» (XVII-XVIIIвв.), утверждавшая веру в возможности изменить общество и человека к лучшему. Человек Нового времени становится рационалистическим натуралистом. Он верит в возможность управления познаваемыми законами изначально разумной природы и полагает, что может жить, полностью сообразуясь с рассудком. При этом он не отрицает Бога как творца мира. Главными нормативными ценностями общества становятся равенство и свобода, идея неотчуждаемых прав и собственности, инициатива и самореализация. На первое место вышло индивидуальное бытие.

XIX столетие и переход к индустриальному обществу в полной мере отразили инновационный характер нового культурного типа человека. Дегуманизированное капиталистическое производство противоречило прежним идеалам. Человек становится носителям общественных отношений и, прежде всего производственных, субъектом с принципиально неограниченными возможностями освоения мира, собственного развития, которые во многом обеспечивались небывалым подъемом научных и технических знаний. Техническое развитие стало отождествляться с прогрессом всей культуры.

Культурный тип человека XX в. основывается на биологизаторской традиции, восходящей к дарвиновскому учению о межвидовой борьбе. Идеи Ч. Дарвина были механически перенесены на социальную жизнь. В 70-80 годы XX в. возникает социобиология. Её центральная идея — взаимодействие человеческих ген с культурными формами, в результате чего происходит изменение генома и изменение культуры. Это нашло отражение в попытке создать новый постмодернистский тип культурного человека, основанный на новизне, понимаемой как наслаждение, освобождение от власти всех без исключения норм, правил, принципов традиционной культуры. В сфере интеллектуально-познавательной деятельности намечается поворот к сближению науки с религией, ослаблением противоположностей между духом и материей, примирению сознательного и бессознательного, рассудка и души.

Современный человек находится под влиянием информационного общества. История и культура человечества движутся по направлению все большей технологизируемости. Возникает проблема избыточной информации, которая ведёт к неверным умозаключениям и разрушению логики. Ситуация когда существует разнородные, противоречивые культурные и мировоззренческие установки и способы отношении к миру и обществу, может разрешиться двумя способами — гибелью культуры или переходу к новому культурному порядку и смене культурной парадигмы.

Культура имеет аксиологический, ценностный характер. Во всех явлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность. Культурные ценности соотносятся с представлением об идеале, и зависят от оценочной деятельности людей. «Человек есть мера всех вещей». Что мы понимали под ценностями? — Это объекты материальной и духовной деятельности людей, обладающие общественно-полезными свойствами и характеристиками, и признаваемые большинством членов общества как обязательные или предпочтительные, способствующие возвышению человека, возрастанию уровня его свободы и творчества. Культура, как известно, делится на материальную и духовную. Такой же принцип лежит в основе системы культурных ценностей.

К материальным культурным ценностям относятся:

1) Предметные ценности, ценности — сами вещи и процессы, обладающие ценностным значением.

2) Ценности — свойства вещей.

К духовным ценностям относят:

1) Научные ценности — ценности сознания.

2) Нравственные ценности — традиции, обычаи, обряды.

3) Художественные ценности — идеалы и образы.

По степени распространения духовные ценности могут быть: общечеловеческими, национальными, сословно-классовымилокально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными. Поскольку мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности могут быть подлинными и ложными, вечными и временными, прогресивными илирациональными. Их относительность выражается в способности к переоценке, в переходе из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных до глобального признания, становясь фактором мировой цивилизации. Это называется переоценкой ценностей, отрицающей старые ценности и замену их новыми. Переоценка ценностей — это более или менее быстрые, революционные по существу процессы в общественном сознании, связанные с заменой одной ценностной системы на другую, альтернативную.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода