Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА. СИСТЕМА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Важная особенность культуры — заложенная в ней человеческое начало. Культура не существует вне человека, она порождена человеческим стремлением поиска смысла своей жизни и деятельности, совершенствования себя и мира. Во все времена человечество реализует себя в трех главных областях культуры: отношениях человека с природой, человека с человеком (общественные отношения) и человека с самим собой. Совокупность качеств, приобретённых человеком в определённой культурно-исторической среде, составляет понятие “личность”. Личность — это продукт исторического развития, формирующаяся в конкретном обществе, на основе конкретных общественно-культурных отношений. Для каждого этапа культурно-исторического развития характерны типичные черты личностной деятельности. Такие типичные черты лежат в основе формирования исторической модели культурного человека, и характеризуются: исторической эпохой, объективными условиями существования (бытия), национальными и психологическими особенностями, системой культурных ценностей.

Становление исторического типа культурного человека относится к периоду разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества. Человек отчуждается от своего рода с его символом (тотемом), начинает осознавать свой внутренний мир, свою специфику, уникальность и неповторимость, своё “Я”.

Возникает основа для формирования нового уникального феномена — личности, развитие и усложнение деятельности которой составляет объективный закон истории и культуры.

Характерной чертой для античной модели культурного человека (VIIв. До н.э. — Vв.н.э.) является понимание его как частицы космоса — “микрокосмос”, воплощение всех могущественных сил, вселенной в одном человеке. Отношение к миру определяется как анторопотеокосмизм, с антропоморфностью античных богов и личностным типом, ориентированным на достижение божественного идеала, в соответствии с принципами гармонии, симметрии и меры. Идеал для жителей греческого полиса — объединение физических и нравственных добродетелей, свобода духа и гармоничное развитие личности, здоровье, молодость, красота, мифологизированное сознание, индивидуализм творчества.

Существенные изменения в понимание человека внесло средневековье (V-XIVв.) с тотальным господством христианской церкви и строгой регламентацией жизни человека феодальной общиной. Характерным становится противопоставление телесной и духовной жизни, монашеское самоотречение от социального мира. Двухсобытийная средневековая модель мира помещала человека между первособытием (первородным грехом) и сверхсобытием (страшным судом). Резкое сословное разграничение в средневековом обществе повлияло на формирование основных черт средневекового типа культурного человека — смирение и кротость, беззаветное и преданное служение богу, регламентация поступков и помыслов. В художественном творчестве преобладает абстрагирование от образов реального мира, возвышение христианского учения.

Подлинный переворот во взглядах на человека произошел в эпоху Возрождения (XIV-XVвв.). Традиционный для средневековья вопрос о смысле смерти меняется на вопрос о смысле жизни. Формируется гуманистический подход к человеку, вера в его неограниченные способности и возможности. Выдвигается идеал ценностей, всесторонне развитой личности. Свободно формирующей своё бытие и достигающей жизненно важных целей. Человек «Возрождения» начал чувствовать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъектом истории, эффективно планировать свою деятельность.

Следующим шагом в формировании нового культурного типа человека стала эпоха «Просвещения» (XVII-XVIIIвв.), утверждавшая веру в возможности изменить общество и человека к лучшему. Человек Нового времени становится рационалистическим натуралистом. Он верит в возможность управления познаваемыми законами изначально разумной природы и полагает, что может жить, полностью сообразуясь с рассудком. При этом он не отрицает Бога как творца мира. Главными нормативными ценностями общества становятся равенство и свобода, идея неотчуждаемых прав и собственности, инициатива и самореализация. На первое место вышло индивидуальное бытие.

XIX столетие и переход к индустриальному обществу в полной мере отразили инновационный характер нового культурного типа человека. Дегуманизированное капиталистическое производство противоречило прежним идеалам. Человек становится носителям общественных отношений и, прежде всего производственных, субъектом с принципиально неограниченными возможностями освоения мира, собственного развития, которые во многом обеспечивались небывалым подъемом научных и технических знаний. Техническое развитие стало отождествляться с прогрессом всей культуры.

Культурный тип человека XX в. основывается на биологизаторской традиции, восходящей к дарвиновскому учению о межвидовой борьбе. Идеи Ч. Дарвина были механически перенесены на социальную жизнь. В 70-80 годы XX в. возникает социобиология. Её центральная идея — взаимодействие человеческих ген с культурными формами, в результате чего происходит изменение генома и изменение культуры. Это нашло отражение в попытке создать новый постмодернистский тип культурного человека, основанный на новизне, понимаемой как наслаждение, освобождение от власти всех без исключения норм, правил, принципов традиционной культуры. В сфере интеллектуально-познавательной деятельности намечается поворот к сближению науки с религией, ослаблением противоположностей между духом и материей, примирению сознательного и бессознательного, рассудка и души.

Современный человек находится под влиянием информационного общества. История и культура человечества движутся по направлению все большей технологизируемости. Возникает проблема избыточной информации, которая ведёт к неверным умозаключениям и разрушению логики. Ситуация когда существует разнородные, противоречивые культурные и мировоззренческие установки и способы отношении к миру и обществу, может разрешиться двумя способами — гибелью культуры или переходу к новому культурному порядку и смене культурной парадигмы.

Культура имеет аксиологический, ценностный характер. Во всех явлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность. Культурные ценности соотносятся с представлением об идеале, и зависят от оценочной деятельности людей. «Человек есть мера всех вещей». Что мы понимали под ценностями? — Это объекты материальной и духовной деятельности людей, обладающие общественно-полезными свойствами и характеристиками, и признаваемые большинством членов общества как обязательные или предпочтительные, способствующие возвышению человека, возрастанию уровня его свободы и творчества. Культура, как известно, делится на материальную и духовную. Такой же принцип лежит в основе системы культурных ценностей.

К материальным культурным ценностям относятся:

1) Предметные ценности, ценности — сами вещи и процессы, обладающие ценностным значением.

2) Ценности — свойства вещей.

К духовным ценностям относят:

1) Научные ценности — ценности сознания.

2) Нравственные ценности — традиции, обычаи, обряды.

3) Художественные ценности — идеалы и образы.

По степени распространения духовные ценности могут быть: общечеловеческими, национальными, сословно-классовымилокально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными. Поскольку мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности могут быть подлинными и ложными, вечными и временными, прогресивными илирациональными. Их относительность выражается в способности к переоценке, в переходе из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных до глобального признания, становясь фактором мировой цивилизации. Это называется переоценкой ценностей, отрицающей старые ценности и замену их новыми. Переоценка ценностей — это более или менее быстрые, революционные по существу процессы в общественном сознании, связанные с заменой одной ценностной системы на другую, альтернативную.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода