link6216 link6217 link6218 link6219 link6220 link6221 link6222 link6223 link6224 link6225 link6226 link6227 link6228 link6229 link6230 link6231 link6232 link6233 link6234 link6235 link6236 link6237 link6238 link6239 link6240 link6241 link6242 link6243 link6244 link6245 link6246 link6247 link6248 link6249 link6250 link6251 link6252 link6253 link6254 link6255 link6256 link6257 link6258 link6259 link6260 link6261 link6262 link6263 link6264 link6265 link6266 link6267 link6268 link6269 link6270 link6271 link6272 link6273 link6274 link6275 link6276 link6277 link6278 link6279 link6280 link6281 link6282 link6283 link6284 link6285 link6286 link6287 link6288 link6289 link6290 link6291 link6292 link6293 link6294 link6295 link6296 link6297 link6298 link6299 link6300 link6301 link6302 link6303 link6304 link6305 link6306 link6307 link6308 link6309 link6310 link6311 link6312 link6313 link6314 link6315 link6316 link6317 link6318 link6319 link6320 link6321 link6322 link6323 link6324 link6325 link6326 link6327 link6328 link6329 link6330 link6331 link6332 link6333 link6334 link6335 link6336 link6337 link6338 link6339 link6340 link6341 link6342 link6343 link6344 link6345 link6346 link6347 link6348 link6349 link6350 link6351 link6352 link6353 link6354 link6355 link6356 link6357 link6358 link6359 link6360 link6361 link6362 link6363

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода

КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Универсального и точного определения культуры не существует. Изначальное понятие «культура» связано с определенным типом деятельности, при котором значение имеет не только то, что сделано, но, также, как именно сделано, зачем и с какой целью. А человеческая деятельность является специфическим способом освоения мира. Отсюда культура — это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее, это творческий принцип жизни личности и всего общества в целом.

Культура — это совокупность материальных и духовных благ, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества и передавать от поколения к поколению. Первичной основой и источником человеческой культуры является труд как способ создания искусственных предметов из естественного материала природы, труд как целенаправленное преобразование окружающего мира, общества и самого человека.

В современной культурологии наиболее распространенными определениями культуры являются: технологические, деятельностные и ценностные.

С точки зрения технологического подхода культура понимается как определенный уровень развития производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция культуры рассматривает ее как специфический способ жизнедеятельности человека, который определяет прогресс всего общества. Ценностная теория культуры подчеркивает, прежде всего, роль и значение системы ценностей и ценностных отношений в жизни общества, и в ней культура рассматривается как преобразование идеальных целей и форм жизни в реальные.

Мировая культура пестра и богата, неисчерпаема в своих проявлениях, имеет массу модификаций и переходных форм. Первоосновой любой культуры является язык – понятийно-логический аппарат, который в той или иной мере, присущ мировосприятию каждого народа. Язык не просто средство общения между людьми, но и один из главных способов освоения человеком окружающего мира.

Другим элементом культуры являются знания и убеждения. Знания содержат в себе определенные сведения, информацию об окружающем мире в виде мифологических, религиозных, философских, научных представлений, технических и обыденно-практических знаний. Убеждения являются значительно более эмоционально окрашенными, в них содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной жизни и деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения.

Убеждения как единство знаний, эмоций и воли выступают в самых разнообразных формах. Среди них наиболее важными являются ценности и принципы поведения. Ценности — это определяющий элемент культуры, ее ядро; они затрагивают все сферы деятельности людей — от освоения природы до политического устройства общества, от технических изобретений до элементарного этикета.

Культуру, как целостную систему, обычно условно разделяют на две формы: материальную и духовную, фиксируя в этом разделении принципиальные различия между двумя типами деятельности. Материальная культура (орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда и т.д.) охватывает сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты. К духовной культуре (наука, нравственность, литература, философия, религия и т.д.) относится сфера духовного производства и его результаты. К духовной культуре, кроме перечисленного, можно отнести отношения людей между собой, к самим себе, отношения людей к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Промежуточное положение между материальной и духовной культурой занимает социально-политическая культура, под которой понимается как система специальных учреждений, так и вся совокупность практических действий, которые определяют наше бытие в обществе. Особое место здесь занимает семейная культура, способы межличностного общения и поведения человека. Сюда входит как культура воспроизводства человеческого рода, воспитание и обучение детей, так и все многообразие отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, сфера чувственных переживаний.

Культурообразующая деятельность может быть двух видов: творческой и репродуктивной. В процессе творческой деятельности создаются новые культурные ценности. Репродуктивная деятельность воспроизводит культурные ценности и тиражирует их.

Культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, тем не менее, проявляет свою подлинно человеческую сущность именно в области духа, что находит свое выражение, прежде всего, в совершенствовании самого человека. Пытаясь проникнуть в сущность культуры, следует помнить, что в ее огромном мире человек выступает не только в качестве действующего, но и в качестве самоизменяющегося существа, как субъект, и одновременно, как результат своей естественной деятельности.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций. Главной функцией культуры является человекотворческая или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее. К важнейшим функциям культуры относятся: функция приспособления, гносеологическая (познавательная), функция трансляции социального опыта, регулятивная (нормативная), аксиологическая (оценочная), функция разграничения и интеграции человеческих групп и многие другие. Все функции культуры тесно связаны, переходят одна в другую и в целом обеспечивают движение человечества по извилистым путям прогресса.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода