Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВВ.

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВВ.

Византия образовалась в 395 г. В результате распада Римской империи на Восточную и Западную. Еще раньше в 330 г. древний греческий город-колония Византий получил новое название «Константинополь», в честь римского императора Константина. В состав Византийской империи вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Финикия, Кипр, Крит, часть Месопотамии и Армении, земли в Крыму и на Кавказе. В 1453 г. турками-османами был взят Константинополь, и Византия прекратила свое существование.

История Византии, и её культура прошли следующие этапы:

· IV-VII вв. — политическое и этнографическое становление Византии.

· VII-IX вв. — борьба идей, обобщение накопленных знаний, утверждение отвлечённого символизма.

· IX-XI вв. — распространение византивизма на юго-восточную Европу. Церковная независимость от Рима.

· XI-XII вв. — борьба Запада с Востоком. Крестовые походы. Распад Византийской империи.

· XIII-XV вв. — феодальные усобицы, распад идеологии на религиозно-мистическую и предренессанскую.

После османского завоевания византийское культурное наследие сохранялось балканскими народами и соседями, связанными с Византией единством культурной традиции, прежде всего с Русью.

Уникальность культуры Византии состоит в том, что она возникла и существовала как прямая наследница Греко-римского мира и эллинистического Востока, избежавшая варварского завоевания.

Специфические особенности Византийской культуры:

· языковое, конфессиональное и государственное единство;

· традиционализм. Сохранение традиций античной цивилизации;

· христианская религия стала доминантой художественной культуры;

· сочетание мифологии и мистики с антропологическим максимализмом.

Развитие научных знаний: согласно давней традиции все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии и воспринимались как чисто умозрительные знания в противоположность знаниям опытным и прикладным. Ведущее место занимало богословие. Учителя церкви — Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин создали догматическую систему на основе христианской антологии — учение о бытии, антропологии и психологии — учении о личности, о душе и теле. Большое влияние носила идеалистическая система Платона и стихийный материализм Аристотеля.

В дальнейшем в византийском богословии сложилось две тенденции. Для первой характерен интереса внешнему миру и его устройству, вера в возможности человеческого разума. Другая тенденция нашла выражение в сочинениях аскетов и религиозных мистиков, сосредотачиваясь на внутреннем мире человека и христианской этике смирения. Византийские ученые богословы оказали большое влияние на взгляды итальянских гуманистов.

Развитие естественных наук было подчинено нуждам практической жизни: ремесла, мореплавания, торговли, военного дела, сельского хозяйства.

Византийцами созданы выдающиеся памятники историко-энциклопедичекого характера, содержащие историко-географические и этнографические данные, Прокопий Кесарийский, Агафий Миренейский, Михаил Пселл, Анна Комнина — авторы психологических портретов, исторических хроник, реалистических описаний. В популяризации науки большее значение имела система образования, сохранившая преемственность от античности.

Художественная культура Византии соединила мистицизм с жизненностью бытового колорита, набожность с деловым практицизмом. Искусство выступает посредником постижения истины, являясь источником нравственного совершенствования человека.

В византийской литературе IV-VI вв. сложилось два направления — одно основывалось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. При этом становятся популярными античные жанры. В VII-IX вв. получают распространение «Жития святых». В XIV-XV вв. кризисное состояние империи усилило интерес к жанру сатиры, новелле. Известные византийские литераторы: Роман Сладкопевец, патриарх Фотий.

Изобразительное искусство Византии создало эстетическую теорию образа и символа, совершенство техники, гармонию цвета. Главные формы живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика и фрески), иконы, книжные миниатюры. Фрески аллегорически изображали библейскую историю человечества, этические нормы христианства (IV- XI вв.), при этом отрицалась перспектива и объёмность, всё, что создавало ощущение реального мира. Складывается символическое значение цвета. Преобладает: пурпурный, красный, белый, черный, зелёный. В IX-X вв. формируется иконнографический канон. В борьбе с иконоборчеством искусство иконы стало основным в XI-XII вв. Главные сюжеты икон основаны на Евангелии, изображали Богоматерь, Христа, святых. Иконы служили доказательством христологичекого догмата. Земной мир трактовался как отражение и подобие небесных сфер.

Архитектура Византии отражала новое христианское мировоззрение. Наиболее ярко это представлено в церковном зодчестве, прежде всего в создании главного собора империи — собора Святой Софии в Константинополе (VI в.). До VIII в. в храмовых постройках преобладал базиликальный тип, унаследованный от Рима, а в VIII-IX вв. главенствует крестово-купальный тип храма, получивший распространение в архитектуре древней Руси.

Музыка в Византийской культуре представлялась выражением божественной универсальности мира, неким камертоном. Лирика должна была воздействовать на нравственное состояние души. Основными музыкальными жанрами стали: псалмы, гимны, духовные песни. Светская музыка отрицалась и запрещалась церковью. Церковная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре. Подобное положение сложилось и в театральном искусстве.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода