link592 link593 link594 link595 link596 link597 link598 link599 link600 link601 link602 link603 link604 link605 link606 link607 link608 link609 link610 link611 link612 link613 link614 link615 link616 link617 link618 link619 link620 link621 link622 link623 link624 link625 link626 link627 link628 link629 link630 link631 link632 link633 link634 link635 link636 link637 link638 link639 link640 link641 link642 link643 link644 link645 link646 link647 link648 link649 link650 link651 link652 link653 link654 link655 link656 link657 link658 link659 link660 link661 link662 link663 link664 link665 link666 link667 link668 link669 link670 link671 link672 link673 link674 link675 link676 link677 link678 link679 link680 link681 link682 link683 link684 link685 link686 link687 link688 link689 link690 link691 link692 link693 link694 link695 link696 link697 link698 link699 link700 link701 link702 link703 link704 link705 link706 link707 link708 link709 link710 link711 link712 link713 link714 link715 link716 link717 link718 link719 link720 link721 link722 link723 link724 link725 link726 link727 link728 link729 link730 link731 link732 link733 link734 link735 link736 link737 link738 link739

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВВ.

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВВ.

Византия образовалась в 395 г. В результате распада Римской империи на Восточную и Западную. Еще раньше в 330 г. древний греческий город-колония Византий получил новое название «Константинополь», в честь римского императора Константина. В состав Византийской империи вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Финикия, Кипр, Крит, часть Месопотамии и Армении, земли в Крыму и на Кавказе. В 1453 г. турками-османами был взят Константинополь, и Византия прекратила свое существование.

История Византии, и её культура прошли следующие этапы:

· IV-VII вв. — политическое и этнографическое становление Византии.

· VII-IX вв. — борьба идей, обобщение накопленных знаний, утверждение отвлечённого символизма.

· IX-XI вв. — распространение византивизма на юго-восточную Европу. Церковная независимость от Рима.

· XI-XII вв. — борьба Запада с Востоком. Крестовые походы. Распад Византийской империи.

· XIII-XV вв. — феодальные усобицы, распад идеологии на религиозно-мистическую и предренессанскую.

После османского завоевания византийское культурное наследие сохранялось балканскими народами и соседями, связанными с Византией единством культурной традиции, прежде всего с Русью.

Уникальность культуры Византии состоит в том, что она возникла и существовала как прямая наследница Греко-римского мира и эллинистического Востока, избежавшая варварского завоевания.

Специфические особенности Византийской культуры:

· языковое, конфессиональное и государственное единство;

· традиционализм. Сохранение традиций античной цивилизации;

· христианская религия стала доминантой художественной культуры;

· сочетание мифологии и мистики с антропологическим максимализмом.

Развитие научных знаний: согласно давней традиции все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии и воспринимались как чисто умозрительные знания в противоположность знаниям опытным и прикладным. Ведущее место занимало богословие. Учителя церкви — Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин создали догматическую систему на основе христианской антологии — учение о бытии, антропологии и психологии — учении о личности, о душе и теле. Большое влияние носила идеалистическая система Платона и стихийный материализм Аристотеля.

В дальнейшем в византийском богословии сложилось две тенденции. Для первой характерен интереса внешнему миру и его устройству, вера в возможности человеческого разума. Другая тенденция нашла выражение в сочинениях аскетов и религиозных мистиков, сосредотачиваясь на внутреннем мире человека и христианской этике смирения. Византийские ученые богословы оказали большое влияние на взгляды итальянских гуманистов.

Развитие естественных наук было подчинено нуждам практической жизни: ремесла, мореплавания, торговли, военного дела, сельского хозяйства.

Византийцами созданы выдающиеся памятники историко-энциклопедичекого характера, содержащие историко-географические и этнографические данные, Прокопий Кесарийский, Агафий Миренейский, Михаил Пселл, Анна Комнина — авторы психологических портретов, исторических хроник, реалистических описаний. В популяризации науки большее значение имела система образования, сохранившая преемственность от античности.

Художественная культура Византии соединила мистицизм с жизненностью бытового колорита, набожность с деловым практицизмом. Искусство выступает посредником постижения истины, являясь источником нравственного совершенствования человека.

В византийской литературе IV-VI вв. сложилось два направления — одно основывалось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. При этом становятся популярными античные жанры. В VII-IX вв. получают распространение «Жития святых». В XIV-XV вв. кризисное состояние империи усилило интерес к жанру сатиры, новелле. Известные византийские литераторы: Роман Сладкопевец, патриарх Фотий.

Изобразительное искусство Византии создало эстетическую теорию образа и символа, совершенство техники, гармонию цвета. Главные формы живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика и фрески), иконы, книжные миниатюры. Фрески аллегорически изображали библейскую историю человечества, этические нормы христианства (IV- XI вв.), при этом отрицалась перспектива и объёмность, всё, что создавало ощущение реального мира. Складывается символическое значение цвета. Преобладает: пурпурный, красный, белый, черный, зелёный. В IX-X вв. формируется иконнографический канон. В борьбе с иконоборчеством искусство иконы стало основным в XI-XII вв. Главные сюжеты икон основаны на Евангелии, изображали Богоматерь, Христа, святых. Иконы служили доказательством христологичекого догмата. Земной мир трактовался как отражение и подобие небесных сфер.

Архитектура Византии отражала новое христианское мировоззрение. Наиболее ярко это представлено в церковном зодчестве, прежде всего в создании главного собора империи — собора Святой Софии в Константинополе (VI в.). До VIII в. в храмовых постройках преобладал базиликальный тип, унаследованный от Рима, а в VIII-IX вв. главенствует крестово-купальный тип храма, получивший распространение в архитектуре древней Руси.

Музыка в Византийской культуре представлялась выражением божественной универсальности мира, неким камертоном. Лирика должна была воздействовать на нравственное состояние души. Основными музыкальными жанрами стали: псалмы, гимны, духовные песни. Светская музыка отрицалась и запрещалась церковью. Церковная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре. Подобное положение сложилось и в театральном искусстве.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода