link1628 link1629 link1630 link1631 link1632 link1633 link1634 link1635 link1636 link1637 link1638 link1639 link1640 link1641 link1642 link1643 link1644 link1645 link1646 link1647 link1648 link1649 link1650 link1651 link1652 link1653 link1654 link1655 link1656 link1657 link1658 link1659 link1660 link1661 link1662 link1663 link1664 link1665 link1666 link1667 link1668 link1669 link1670 link1671 link1672 link1673 link1674 link1675 link1676 link1677 link1678 link1679 link1680 link1681 link1682 link1683 link1684 link1685 link1686 link1687 link1688 link1689 link1690 link1691 link1692 link1693 link1694 link1695 link1696 link1697 link1698 link1699 link1700 link1701 link1702 link1703 link1704 link1705 link1706 link1707 link1708 link1709 link1710 link1711 link1712 link1713 link1714 link1715 link1716 link1717 link1718 link1719 link1720 link1721 link1722 link1723 link1724 link1725 link1726 link1727 link1728 link1729 link1730 link1731 link1732 link1733 link1734 link1735 link1736 link1737 link1738 link1739 link1740 link1741 link1742 link1743 link1744 link1745 link1746 link1747 link1748 link1749 link1750 link1751 link1752 link1753 link1754 link1755 link1756 link1757 link1758 link1759 link1760 link1761 link1762 link1763 link1764 link1765 link1766 link1767 link1768 link1769 link1770 link1771 link1772 link1773 link1774 link1775

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗМ

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗМ — ОСНОВА НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Для современной эпохи характерно формирование единой общепланетарной цивилизации, становление общечеловеческой культуры на основе представления целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур новой системы ценностей, установок и ориентиров. Тенденции культурной универсализации и глобализации проявляются в условиях развития технических средств и появление новых информационных технологий, пытающихся создать новую культурно- виртуальную реальность.

Для отдельного человека социокультурная ориентация становится затрудненной, если культура больше не образует осмысленной истории, утрачивая взаимосвязь прошедших культурных эпох. Вопрос о том, уникальна ли культура каждой цивилизации, или же существует единая общечеловеческая культура, издавна беспокоила умы мыслителей. Данная проблема рассмотрена двумя теориями. Одна из них теория линейного развития цивилизации склоняется к универсальности социокультурной жизни человеческого сообщества, двигающегося по единому пути мирового прогресса. При этом, предусматривается непременное наличие на каждом этапе исторического развития некоего лидера, определяющего культурные ориентиры для различных культур.

Другая теория подчёркивает уникальность каждой цивилизации рождающейся, стареющей и умирающей.

Задача современной культурологи — обосновать принципы процесса взаимодействия культур и найти пути из складывающегося социокультурного кризиса, способного парализовать культурную динамику. Технократическое мышление всё больше определяет жизненный уклад и систему культурных ценностей. Утрата традиционного культурного контекста сегодня воздействует на стереотипы массового сознания, на стандартизацию культуры, на проявление социокультурного глобализма. Сюда относится и ускорение темпов общественной динамики, предельно сжимающей социальное время. Разрушается ценностная система, повышая уровень прагматичности и социальной мимикрии. Актуализируется индивидуальность бытия в ситуации пограничного состояния неопределенности.

В социокультурной глобализации особенно глубокий кризис переживает наша страна. С одной стороны, завершается существование определённой общественно экономической формации, с другой, идёт болезненный и непрояснёный по целям процесс становления новой социокультурной системы. В противовес унификации национальных ценностей и региональных культур, в социальной глобализации должна восторжествовать идея о совершенствовании духового мира человека, приобрести новый смысл. В её осуществлении взоры ученых, политических и государственных деятелей, представителей культуры всё чаще обращаются в сторону традиционных, существовавших на протяжении долгого исторического периода социальных институтов.

В ситуации структурного обновления общественного сознания большую угрозу культуре представляют потребительство, стремление быстрого обогащения, нигилизм, особенно среди молодого поколения. Усиливается процесс «распознания» бездуховности. В связи с этим, важная роль принадлежит традиционным понятиям менталитета, социальнойпсихологии, здравого смысла. Онипризваны возродить и укрепить традиционную составляющую культуры, по-новому определить роль возрождения отдельных этносов и суперэтносов. В этой ситуации надо учитывать традиционную макросистему многонационального российского государства.

Сегодня уже стало ясно, что механическое копирование социально-культурных моделей развитых стран не привело к положительным результатам, и наряду с общечеловеческими ценностями, свойственными всем народам существуют ценноститрадиционные, этнонациональные. Представители каждого этноса и индивидуума впитывают идеи своих предков, и не учитывать их, при формировании стратегии развития новой культурной общности, нельзя. Поэтому, прежде чем стать участниками глобализации культурно-исторического процесса нужно соотнестись с экономическими, политическими, духовно-нравственными бытийно-материальными идеалами. В этом своеобразии — пример евразийского варианта объединения народов, в отличие от атлантического, при котором реализовалось преобладание доминирующей культурной традиции нации-донора, а культуры реципиенты, или теряли свою идентичность, или просто уничтожались.

Перспектива интеграции мировых культур в единое общечеловеческое сообщество должно осуществляться в разрешении противоречий между универсальным прогрессом человечества и необходимостью сохранения уникальных цивилизационных, этнонациональных черт, составляющих его этносов. В основе этого разрешения находится ментальный синтез, при котором на индивидуальность каждой культуры накладываются всеобщие черты универсальности.

Только гармоничное соединение традиционализма и социокультурного глобализма может привести к равновесию устойчивой системной организации нового типа культуры.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода