Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗМ

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗМ — ОСНОВА НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Для современной эпохи характерно формирование единой общепланетарной цивилизации, становление общечеловеческой культуры на основе представления целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур новой системы ценностей, установок и ориентиров. Тенденции культурной универсализации и глобализации проявляются в условиях развития технических средств и появление новых информационных технологий, пытающихся создать новую культурно- виртуальную реальность.

Для отдельного человека социокультурная ориентация становится затрудненной, если культура больше не образует осмысленной истории, утрачивая взаимосвязь прошедших культурных эпох. Вопрос о том, уникальна ли культура каждой цивилизации, или же существует единая общечеловеческая культура, издавна беспокоила умы мыслителей. Данная проблема рассмотрена двумя теориями. Одна из них теория линейного развития цивилизации склоняется к универсальности социокультурной жизни человеческого сообщества, двигающегося по единому пути мирового прогресса. При этом, предусматривается непременное наличие на каждом этапе исторического развития некоего лидера, определяющего культурные ориентиры для различных культур.

Другая теория подчёркивает уникальность каждой цивилизации рождающейся, стареющей и умирающей.

Задача современной культурологи — обосновать принципы процесса взаимодействия культур и найти пути из складывающегося социокультурного кризиса, способного парализовать культурную динамику. Технократическое мышление всё больше определяет жизненный уклад и систему культурных ценностей. Утрата традиционного культурного контекста сегодня воздействует на стереотипы массового сознания, на стандартизацию культуры, на проявление социокультурного глобализма. Сюда относится и ускорение темпов общественной динамики, предельно сжимающей социальное время. Разрушается ценностная система, повышая уровень прагматичности и социальной мимикрии. Актуализируется индивидуальность бытия в ситуации пограничного состояния неопределенности.

В социокультурной глобализации особенно глубокий кризис переживает наша страна. С одной стороны, завершается существование определённой общественно экономической формации, с другой, идёт болезненный и непрояснёный по целям процесс становления новой социокультурной системы. В противовес унификации национальных ценностей и региональных культур, в социальной глобализации должна восторжествовать идея о совершенствовании духового мира человека, приобрести новый смысл. В её осуществлении взоры ученых, политических и государственных деятелей, представителей культуры всё чаще обращаются в сторону традиционных, существовавших на протяжении долгого исторического периода социальных институтов.

В ситуации структурного обновления общественного сознания большую угрозу культуре представляют потребительство, стремление быстрого обогащения, нигилизм, особенно среди молодого поколения. Усиливается процесс «распознания» бездуховности. В связи с этим, важная роль принадлежит традиционным понятиям менталитета, социальнойпсихологии, здравого смысла. Онипризваны возродить и укрепить традиционную составляющую культуры, по-новому определить роль возрождения отдельных этносов и суперэтносов. В этой ситуации надо учитывать традиционную макросистему многонационального российского государства.

Сегодня уже стало ясно, что механическое копирование социально-культурных моделей развитых стран не привело к положительным результатам, и наряду с общечеловеческими ценностями, свойственными всем народам существуют ценноститрадиционные, этнонациональные. Представители каждого этноса и индивидуума впитывают идеи своих предков, и не учитывать их, при формировании стратегии развития новой культурной общности, нельзя. Поэтому, прежде чем стать участниками глобализации культурно-исторического процесса нужно соотнестись с экономическими, политическими, духовно-нравственными бытийно-материальными идеалами. В этом своеобразии — пример евразийского варианта объединения народов, в отличие от атлантического, при котором реализовалось преобладание доминирующей культурной традиции нации-донора, а культуры реципиенты, или теряли свою идентичность, или просто уничтожались.

Перспектива интеграции мировых культур в единое общечеловеческое сообщество должно осуществляться в разрешении противоречий между универсальным прогрессом человечества и необходимостью сохранения уникальных цивилизационных, этнонациональных черт, составляющих его этносов. В основе этого разрешения находится ментальный синтез, при котором на индивидуальность каждой культуры накладываются всеобщие черты универсальности.

Только гармоничное соединение традиционализма и социокультурного глобализма может привести к равновесию устойчивой системной организации нового типа культуры.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода