Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
- Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода
- ЗАРУБЕЖНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
- РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
- КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР
- ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУР
- ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА
- ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗМ
- АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ — Египет
- ДВУРЕЧЬЕ
- ДРЕВНИЙ КИТАЙ И ИНДИЯ
- АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
- Художественная культура Древней Греции
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
- КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВВ.
ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ, ЕГО ВИДЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СТИЛИ
Искусство выступает центральным звеном художественной культуры и берёт своё начало в эпоху позднего палеолита 35-10 тысяч лет до н.э. Сам термин «искусство» происходит от латинского ARS, ARTIS — ремесло, занятие. Определение искусства понимается в трёх значениях — в широком смысле — это художественное творчество в целом; — в узком смысле — только изобразительное искусство; — искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Анализируя понятие искусства необходимо отметить, что искусство выступает как особая деятельность человека, выражаемая в художественном творчестве, связана с переживаниями и эмоциями личности в восприятии окружающего мира, общества и осознания собственного характера. Искусство есть субъективное воспроизведение действительности, направленное на эмоциональное восприятие человека, способного испытать то же самое чувство, которое испытал человек создавший произведение искусства. Важнейшим составным элементом искусства является образность, эстетически выраженная. Искусство обычно проявляет себя в виде авторских произведений, создаваемых по определённым законам эстетики и обладающих познавательной, эстетической и нравственной ценностью.
Специфическое содержание искусства рассматривает искусствознание, исследующее социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение, природу, конкретные формы, характер функционирования. К пониманию искусства человечество шло в течение веков. В античном мире оно понималось как идеал, воплотивший в себе единство добра и красоты. В средние века оно было призвано возбуждать и воспитывать только религиозные чувства и быть источником и инструментом веры. В эпоху Возрождения искусство понималось как наслаждение, а в эпоху Просвещения — как выражение разума. В XIX-XX века, с развитием естественных и точных наук появилось несколько теорий искусства: субъективного, связанного с личностью художника характера, и объективного, указывающего на внешние, по отношению к нему обстоятельства.
В искусстве существуют некоторые законы и особенности.
Закон авторства художественного произведения подразумевает создание его неповторимым и единственным известным или анонимным автором.
Закон открытости художественного произведения устанавливает обязательность творческого восприятия и меняющихся оценок воспринимающего в зависимости от его социального и личного опыта, вкуса.
Закон прогрессивного в искусстве подчеркивает, что прогресс в искусстве не носит прямолинейного поступательного характера, развивается в виде подъемов и спадов, не отрицая значимость и сохраняя свою музейно-историческую ценность.
Искусство глубоко «демократично» и общедоступно, действует на людей независимо от их развития и образования, социального положения и психологического типа, вызывая у них определенные эмоции на уровне сознания или подсознания.
Одним из главнейших законов искусства является тот неоспоримый факт, что все его величайшие мировые памятники, будучи проникнуты гуманизмом по форме, тесно связаны с духом, менталитетом породившего его народа.
Особенным свойством искусства является иррациональная связь, существующая между именем художника и его творением. Имя автора во многом определяет ценность произведения искусства, независимо от его реальных достоинств. В то же время ценность хотя бы одного выдающегося произведения, созданного автором, делает ему имя.
Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями, такими как религия, мораль, политика, техника, средства массовой информации.
Искусство проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, выраженных в определенной классификации. Традиционное деление художественных произведений принято по признаку их отношения к категориям пространства и времени: на пространственные, не обнаруживающие движения (архитектура, скульптура, графика и т.д.) и временные, подверженные временному существованию в своей динамике (балет, музыка и т.д.).
Современная классификация выделяет следующие разновидности искусства:
· изобразительное,
· музыкальное,
· синтетическое,
· техническое,
· декоративно-прикладное,
· искусство слова.
В искусстве всегда существует исторически сложившаяся общность художественных признаков в том или ином виде (или одновременно в нескольких искусствах), характерная для разных эпох и народов и обусловленная единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства. Эта общность выступает под понятием направления, течения или стиля. Стили возникали, менялись, переходили один в другой. В настоящее время традиционно сложился ряд устойчивых обозначений во всех видах творчества.
Основная терминология, выдержанная в хронологическом принципе, выглядит следующим образом:
· Романский стиль (от лат. — ROMANUS — римский) существовал в западноевропейском искусстве X-XIII вв., наследовавший признаки римской архитектуры — арки, своды, монументальность конструкций.
· Готический стиль (от ит. Gotico — готский, варварский), возник в Европе в XIII-XIV вв., ему присуща вертикальность композиций, стрельчатые арки, многоярусность.
· Барокко (от ит. Barocco — странный, причудливый), возник в Европе в XVI-XVIII в., для него характерна эстетическая аффектация, стремление к величию и пышности, криволинейность форм, излишняя деталировка.
· Классицизм (от лат. Classicus — образцовый) — стиль в литературе и искусстве XVII — нач. XIX в., возвращавшийся к идеальным образам античности.
· Рококо (от фр. Rocaille — раковина), стиль XVIII в. в Западной Европе, отражал вкусы дворянской элиты — стремление к изяществу, к изысканности.
· Сентиментализм (от фр. Sentiment — чувство), сложился в XVIII в. в Европе и Америке — как противопоставление «царству разума», выражал меланхолию, мечтательность.
· Романтизм возник в XVIII — начале XX в. как реакция на Великую Французскую революцию и на рационализм века Просвещения. Романтики стремились к безграничной свободе и обновлению, личной и гражданской независимости, интересовались фольклором.
· Реализм (от лат. Realis — вещественный, действительный) проявился в литературе и искусстве. Возник в эпоху Возрождения и достиг высшей точки развития в XIX веке. Он изображал жизнь такой, какой она реально виделась человеку; в ее противоречиях, в типизации образов, в нравственных исканиях.
На рубеже XIX-XX в. происходит разрыв с традициями предшествующих художественных направлений. Возникает новое искусство, объединенное широким термином — модернизм. Модернизм (от фр. Moderne — новый, современный) представлял совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в. и выразил сущность современного мира, нестабильность положения в нем человеческой личности.
В него вошли:
· символизм — через символы искал скрытые реальности, находящиеся за пределами чувственного восприятия;
· импрессионизм — стремление передать посредством искусства мимолетные впечатления, подвижность и изменчивость окружающего мира;
· экспрессионизм — пропускал через личность художника изображение трагической и хаотической, враждебной человеку ее сути;
· сюрреализм — провозгласил первоисточником творчества неконтролируемой разумом сферы подсознания, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями;
· абстракционизм — «беспредметное» искусство, провозгласившее отказ от изображения форм реальной действительности;
· футуризм — стремился отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевая технический прогресс.