link1332 link1333 link1334 link1335 link1336 link1337 link1338 link1339 link1340 link1341 link1342 link1343 link1344 link1345 link1346 link1347 link1348 link1349 link1350 link1351 link1352 link1353 link1354 link1355 link1356 link1357 link1358 link1359 link1360 link1361 link1362 link1363 link1364 link1365 link1366 link1367 link1368 link1369 link1370 link1371 link1372 link1373 link1374 link1375 link1376 link1377 link1378 link1379 link1380 link1381 link1382 link1383 link1384 link1385 link1386 link1387 link1388 link1389 link1390 link1391 link1392 link1393 link1394 link1395 link1396 link1397 link1398 link1399 link1400 link1401 link1402 link1403 link1404 link1405 link1406 link1407 link1408 link1409 link1410 link1411 link1412 link1413 link1414 link1415 link1416 link1417 link1418 link1419 link1420 link1421 link1422 link1423 link1424 link1425 link1426 link1427 link1428 link1429 link1430 link1431 link1432 link1433 link1434 link1435 link1436 link1437 link1438 link1439 link1440 link1441 link1442 link1443 link1444 link1445 link1446 link1447 link1448 link1449 link1450 link1451 link1452 link1453 link1454 link1455 link1456 link1457 link1458 link1459 link1460 link1461 link1462 link1463 link1464 link1465 link1466 link1467 link1468 link1469 link1470 link1471 link1472 link1473 link1474 link1475 link1476 link1477 link1478 link1479

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ, ЕГО ВИДЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СТИЛИ

Искусство выступает центральным звеном художественной культуры и берёт своё начало в эпоху позднего палеолита 35-10 тысяч лет до н.э. Сам термин «искусство» происходит от латинского ARS, ARTIS — ремесло, занятие. Определение искусства понимается в трёх значениях — в широком смысле — это художественное творчество в целом; — в узком смысле — только изобразительное искусство; — искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Анализируя понятие искусства необходимо отметить, что искусство выступает как особая деятельность человека, выражаемая в художественном творчестве, связана с переживаниями и эмоциями личности в восприятии окружающего мира, общества и осознания собственного характера. Искусство есть субъективное воспроизведение действительности, направленное на эмоциональное восприятие человека, способного испытать то же самое чувство, которое испытал человек создавший произведение искусства. Важнейшим составным элементом искусства является образность, эстетически выраженная. Искусство обычно проявляет себя в виде авторских произведений, создаваемых по определённым законам эстетики и обладающих познавательной, эстетической и нравственной ценностью.

Специфическое содержание искусства рассматривает искусствознание, исследующее социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение, природу, конкретные формы, характер функционирования. К пониманию искусства человечество шло в течение веков. В античном мире оно понималось как идеал, воплотивший в себе единство добра и красоты. В средние века оно было призвано возбуждать и воспитывать только религиозные чувства и быть источником и инструментом веры. В эпоху Возрождения искусство понималось как наслаждение, а в эпоху Просвещения — как выражение разума. В XIX-XX века, с развитием естественных и точных наук появилось несколько теорий искусства: субъективного, связанного с личностью художника характера, и объективного, указывающего на внешние, по отношению к нему обстоятельства.

В искусстве существуют некоторые законы и особенности.

Закон авторства художественного произведения подразумевает создание его неповторимым и единственным известным или анонимным автором.

Закон открытости художественного произведения устанавливает обязательность творческого восприятия и меняющихся оценок воспринимающего в зависимости от его социального и личного опыта, вкуса.

Закон прогрессивного в искусстве подчеркивает, что прогресс в искусстве не носит прямолинейного поступательного характера, развивается в виде подъемов и спадов, не отрицая значимость и сохраняя свою музейно-историческую ценность.

Искусство глубоко «демократично» и общедоступно, действует на людей независимо от их развития и образования, социального положения и психологического типа, вызывая у них определенные эмоции на уровне сознания или подсознания.

Одним из главнейших законов искусства является тот неоспоримый факт, что все его величайшие мировые памятники, будучи проникнуты гуманизмом по форме, тесно связаны с духом, менталитетом породившего его народа.

Особенным свойством искусства является иррациональная связь, существующая между именем художника и его творением. Имя автора во многом определяет ценность произведения искусства, независимо от его реальных достоинств. В то же время ценность хотя бы одного выдающегося произведения, созданного автором, делает ему имя.

Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями, такими как религия, мораль, политика, техника, средства массовой информации.

Искусство проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, выраженных в определенной классификации. Традиционное деление художественных произведений принято по признаку их отношения к категориям пространства и времени: на пространственные, не обнаруживающие движения (архитектура, скульптура, графика и т.д.) и временные, подверженные временному существованию в своей динамике (балет, музыка и т.д.).

Современная классификация выделяет следующие разновидности искусства:

· изобразительное,

· музыкальное,

· синтетическое,

· техническое,

· декоративно-прикладное,

· искусство слова.

В искусстве всегда существует исторически сложившаяся общность художественных признаков в том или ином виде (или одновременно в нескольких искусствах), характерная для разных эпох и народов и обусловленная единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства. Эта общность выступает под понятием направления, течения или стиля. Стили возникали, менялись, переходили один в другой. В настоящее время традиционно сложился ряд устойчивых обозначений во всех видах творчества.

Основная терминология, выдержанная в хронологическом принципе, выглядит следующим образом:

· Романский стиль (от лат. — ROMANUS — римский) существовал в западноевропейском искусстве X-XIII вв., наследовавший признаки римской архитектуры — арки, своды, монументальность конструкций.

· Готический стиль (от ит. Gotico — готский, варварский), возник в Европе в XIII-XIV вв., ему присуща вертикальность композиций, стрельчатые арки, многоярусность.

· Барокко (от ит. Barocco — странный, причудливый), возник в Европе в XVI-XVIII в., для него характерна эстетическая аффектация, стремление к величию и пышности, криволинейность форм, излишняя деталировка.

· Классицизм (от лат. Classicus — образцовый) — стиль в литературе и искусстве XVII — нач. XIX в., возвращавшийся к идеальным образам античности.

· Рококо (от фр. Rocaille — раковина), стиль XVIII в. в Западной Европе, отражал вкусы дворянской элиты — стремление к изяществу, к изысканности.

· Сентиментализм (от фр. Sentiment — чувство), сложился в XVIII в. в Европе и Америке — как противопоставление «царству разума», выражал меланхолию, мечтательность.

· Романтизм возник в XVIII — начале XX в. как реакция на Великую Французскую революцию и на рационализм века Просвещения. Романтики стремились к безграничной свободе и обновлению, личной и гражданской независимости, интересовались фольклором.

· Реализм (от лат. Realis — вещественный, действительный) проявился в литературе и искусстве. Возник в эпоху Возрождения и достиг высшей точки развития в XIX веке. Он изображал жизнь такой, какой она реально виделась человеку; в ее противоречиях, в типизации образов, в нравственных исканиях.

На рубеже XIX-XX в. происходит разрыв с традициями предшествующих художественных направлений. Возникает новое искусство, объединенное широким термином — модернизм. Модернизм (от фр. Moderne — новый, современный) представлял совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в. и выразил сущность современного мира, нестабильность положения в нем человеческой личности.

В него вошли:

· символизм — через символы искал скрытые реальности, находящиеся за пределами чувственного восприятия;

· импрессионизм — стремление передать посредством искусства мимолетные впечатления, подвижность и изменчивость окружающего мира;

· экспрессионизм — пропускал через личность художника изображение трагической и хаотической, враждебной человеку ее сути;

· сюрреализм — провозгласил первоисточником творчества неконтролируемой разумом сферы подсознания, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями;

· абстракционизм — «беспредметное» искусство, провозгласившее отказ от изображения форм реальной действительности;

· футуризм — стремился отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевая технический прогресс.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода