Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — Художественная культура Древней Греции
- Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода
- ЗАРУБЕЖНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
- РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
- КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР
- ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУР
- ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА
- ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗМ
- АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ — Египет
- ДВУРЕЧЬЕ
- ДРЕВНИЙ КИТАЙ И ИНДИЯ
- АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
- Художественная культура Древней Греции
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
- КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ IV-XV ВВ.
Художественная культура Древней Греции
· В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх, — бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. В Аттике (область на юго-востоке Центральной Греции с центром в Афинах) в честь Диониса устраивались пышные праздники. По предположениям многих учёных, древнегреческий театр и возник из обрядов, посвящённых этому богу.
· В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. Они были известны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, нравственная оценка поступков героев. Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги — Эсхил, Софокл и Еврипид. Персонажи их трагедий — Эдип, Антигона, Прометей — стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана - создателя политической комедии.
· Театральные представления были организованы как соревнования — авторов пьес и актёров. Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт - высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. Спектакли были платными, но беднякам выдавались специальные деньги.
· Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа. Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре — десять тысяч. Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спокойствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски одновременно служили резонаторами — усиливали звучание голосов. Исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), они делали фигуру выше, а движения — значительнее. Цвет одежды актеров наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы-в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. В древнегреческом театре использовали простейшие машины
· Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл — третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей.
· Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища.
Архитектура
· Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна. Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры — прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами. Сооружались также диптеры — храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы — моноптеры и толосы.
· Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры — колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела. В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер — это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.
· К VI в. оформляются дорический и ионический варианты ордера. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов, которым посвящены храмы.
· V в. до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции: в это время создаются наиболее совершенные комплексы, восстанавливаются после греко-персидских войн города и отдельные памятники, появляется новый, более нарядный ордер — коринфский, для которого характерна капитель колонны, украшенная листвой и завитками. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Необходимо отметить антропоморфизм греческой архитектуры, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской — грациозной женской фигуре (атланты и кариатиды). Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе, созданный под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон, один из шедевров мировой архитектуры. Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле другой великолепный храм Афинского Акрополя — Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.
· Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы были вдвое шире улиц старых греческих городов, удобств было больше, чем в городах средневековья. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий — театров (в Дельфах, Пергаме, Сиракузах), библиотек (в Александрии, Антиохии) и сооружений научно-практического назначения (Фаросский маяк). Постройки эллинистического времени отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания (алтарь Зевса в Пергаме). В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эллинизма прославляли царей и правителей.
· Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
· Классическая греческая скульптура V в. до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой — преодолела многочисленные условности предшествующего периода. Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, характеры трактуются однозначно, внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Индивидуализации и психологизации образов, т.е. искусства портрета, античная скульптура вообще не знала. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы — совсем не главные части фигур. Главной задачей искусства V в. до н. э. было изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической. Скульптура, выполнялась в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Великие скульпторы V в. до н. э. — Фидий, Мирон, Поликлет.
· Скульптура поздней классики стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции — драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э. — Скопас, Пракситель, Лисипп, передавшие в скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н. большее место, чем раньше, заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.
· Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности — эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что составляло когда-то славу греческой классики, — чувство меры и гармонии — было безвозвратно утеряно. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, личного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть «жанром». Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества — Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Выдающиеся скульпторы эпохи — Агесандр, Афинодором, Полидор.
· Древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи. Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Амфоры вручали победителям спортивных состязаний, лекифы ставили на могилы, в пифосах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.
· За несколько столетий искусство вазовой росписи претерпело большие изменения. Примитивный геометрический узор (треугольники, звездочки) гомеровской эпохи, располагавшийся поясами по всей поверхности сосуда, постепенно уступил свое место изображениям людей и животных. В VII в. до н.э. преобладал ориентализирующий (восточный) стиль. Мотивы росписей на вазах напоминают рисунки на восточных коврах. Это стилизованные растения, реальные и фантастические животные (львы и сфинксы, птицы с головой человека и др.), заимствованные греческими мастерами из искусства Сирии, Финикии, Персии и Египта. В VI до н. э. В Коринфе возникла чернофигурная техника росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. В IV до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.