link296 link297 link298 link299 link300 link301 link302 link303 link304 link305 link306 link307 link308 link309 link310 link311 link312 link313 link314 link315 link316 link317 link318 link319 link320 link321 link322 link323 link324 link325 link326 link327 link328 link329 link330 link331 link332 link333 link334 link335 link336 link337 link338 link339 link340 link341 link342 link343 link344 link345 link346 link347 link348 link349 link350 link351 link352 link353 link354 link355 link356 link357 link358 link359 link360 link361 link362 link363 link364 link365 link366 link367 link368 link369 link370 link371 link372 link373 link374 link375 link376 link377 link378 link379 link380 link381 link382 link383 link384 link385 link386 link387 link388 link389 link390 link391 link392 link393 link394 link395 link396 link397 link398 link399 link400 link401 link402 link403 link404 link405 link406 link407 link408 link409 link410 link411 link412 link413 link414 link415 link416 link417 link418 link419 link420 link421 link422 link423 link424 link425 link426 link427 link428 link429 link430 link431 link432 link433 link434 link435 link436 link437 link438 link439 link440 link441 link442 link443

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — Художественная культура Древней Греции

Художественная культура Древней Греции

Театр.

· В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх, — бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. В Аттике (область на юго-востоке Центральной Греции с центром в Афинах) в честь Диониса устраивались пышные праздники. По предположениям многих учёных, древнегреческий театр и возник из обрядов, посвящённых этому богу.

· В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. Они были известны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, нравственная оценка поступков героев. Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги — Эсхил, Софокл и Еврипид. Персонажи их трагедий — Эдип, Антигона, Прометей — стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана - создателя политической комедии.

· Театральные представления были организованы как соревнования — авторов пьес и актёров. Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт - высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его рас­поряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. Спектакли были платными, но беднякам выдавались специальные деньги.

· Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа. Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре — десять тысяч. Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спо­койствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски одновременно служили резонаторами — усиливали звучание голосов. Исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), они делали фигуру выше, а движения — значительнее. Цвет одежды актеров наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы-в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась ве­стникам. В древнегреческом театре использовали простейшие машины

· Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл — третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей.

· Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту да­лёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища.

Архитектура

· Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна. Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры — прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами. Сооружались также диптеры — храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы — моноптеры и толосы.

· Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры — колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и упо­доблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела. В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер — это порядок связи несущих (колонны) и несомых (ан­таблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого хра­мового здания выполняла строго опреде­ленную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.

· К VI в. оформляются дорический и ионический варианты ордера. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов, которым посвящены храмы.

· V в. до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции: в это время создаются наиболее совершенные комплексы, восстанавливаются после греко-персидских войн города и отдельные памятники, по­является новый, более нарядный ордер — коринфский, для которого характерна капитель колонны, укра­шенная листвой и завитками. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Необходимо отметить антропоморфизм греческой архитектуры, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской — грациозной женской фигуре (атланты и кариатиды). Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс со­оружений на Афинском Акрополе, созданный под общим художествен­ным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя счи­тается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (пара­дные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон, один из шедевров мировой архитектуры. Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле другой великолепный храм Афинского Акрополя — Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

· Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: Александр Македонский, по преданию, основал 70 го­родов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма ра­циональную планировку. Улицы были вдвое шире улиц старых гречес­ких городов, удобств было больше, чем в городах средневе­ковья. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство обще­ственных зданий — театров (в Дельфах, Пергаме, Сиракузах), библиотек (в Александрии, Антиохии) и сооружений научно-практического назначения (Фаросский маяк). Постройки эллинистического времени отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания (алтарь Зевса в Пергаме). В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эллинизма прославляли царей и правителей.

Скульптура.

· Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом ис­кусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

· Классическая греческая скульптура V в. до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой — преодолела многочисленные условности предшествующего периода. Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совер­шенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, характеры трактуются од­нозначно, внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Индивидуализации и психологи­зации образов, т.е. искусства портрета, античная скульптура вообще не знала. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы — совсем не главные части фигур. Главной задачей искусства V в. до н. э. было изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической. Скульптура, выполнялась в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Великие скульпторы V в. до н. э. — Фидий, Мирон, Поликлет.

· Скульптура поздней классики стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции — драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э. — Скопас, Пракситель, Лисипп, передавшие в скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н. большее место, чем раньше, заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.

· Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности — эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что со­ставляло когда-то славу греческой классики, — чувство меры и гармонии — было безвозвратно утеряно. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, личного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть «жанром». Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества — Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Выдающиеся скульпторы эпохи — Агесандр, Афинодором, Полидор.

Вазопись.

· Древние греки достигли боль­шого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи. Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Амфоры вручали победителям спортивных состязаний, лекифы ставили на могилы, в пифосах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.

· За несколько столетий искусство вазовой росписи претерпело большие изменения. Примитивный гео­метрический узор (треугольники, звездочки) гомеровской эпохи, располагавшийся поясами по всей поверхности сосуда, постепенно уступил свое место изображениям людей и животных. В VII в. до н.э. преобладал ориентализирующий (восточный) стиль. Мотивы росписей на вазах напоминают рисунки на восточных коврах. Это стилизованные растения, реальные и фантастические животные (львы и сфинксы, птицы с головой человека и др.), заимствованные греческими мастерами из искусства Сирии, Финикии, Персии и Египта. В VI до н. э. В Коринфе возникла чернофигурная техника росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. В IV до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода