link0 link1 link2 link3 link4 link5 link6 link7 link8 link9 link10 link11 link12 link13 link14 link15 link16 link17 link18 link19 link20 link21 link22 link23 link24 link25 link26 link27 link28 link29 link30 link31 link32 link33 link34 link35 link36 link37 link38 link39 link40 link41 link42 link43 link44 link45 link46 link47 link48 link49 link50 link51 link52 link53 link54 link55 link56 link57 link58 link59 link60 link61 link62 link63 link64 link65 link66 link67 link68 link69 link70 link71 link72 link73 link74 link75 link76 link77 link78 link79 link80 link81 link82 link83 link84 link85 link86 link87 link88 link89 link90 link91 link92 link93 link94 link95 link96 link97 link98 link99 link100 link101 link102 link103 link104 link105 link106 link107 link108 link109 link110 link111 link112 link113 link114 link115 link116 link117 link118 link119 link120 link121 link122 link123 link124 link125 link126 link127 link128 link129 link130 link131 link132 link133 link134 link135 link136 link137 link138 link139 link140 link141 link142 link143 link144 link145 link146 link147

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ДРЕВНИЙ КИТАЙ И ИНДИЯ

Древний Китай

Время существования — II тыс. до н.э. Китайская культура самобытна и неповторима. Ее особенности: рационализм, прагматизм, огромная роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний.

В китайских религиозных верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством выступает Небо, а свою страну китайцы именуют Поднебесной. Для китайской культуры характерны эстетизация и поэтизация природы. Пейзажная живопись, лирика, архитектура подвержены т.н. "пейзажному взгляду."

Конфуцианство. Первым китайским философом считается Конфуций. Он почитается мудрецом и первым учителем, практически обожествляется. Долгое время философия Конфуция была официальной идеологией императорского Китая. В центре внимания конфуцианства — проблемы этики, политики, воспитания человека. Высшая сила — Небо. Воля Неба — это судьба. Человек должен выполнять волю Неба и стремиться познать ее. Центральное место в учении занимает понятие Ритуала, Правила, Закона. Идеальные порядки Конфуций фиксировал в прошлом. Древность идеализировалась, считалось, что можно вернуть "золотой век" путем морального совершенствования. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном согласии с людьми и с собой, быть человеколюбивым, почтительным, соблюдать "золотую середину" в поведении. Главный императив морали Конфуция — "не делай другим того, чего не желаешь себе". В управлении государством должны участвовать только благородные люди, пример всем подает государь. Конфуций призывал привести реальность общественно-политической жизни в соответствие традиционным нормам почитания старших.

Даосизм. Основателем считается Лао-цзы. По его учению, существует естественный путь, он же закон и основа всего сущего — это Дао. Мир, жизнь людей управляются Дао, а не духами, или волей неба. Дао невидимо и само по себе не существует, а находится в глубине вещей. Дао существует вечно, оно порождает "ян" и "инь". Даосизм не столько был распространен как философская система, сколько как образ жизни, умение жить, жизненная мудрость. Даос ценит в жизни не умное и даже не доброе, а долговечное и неумирающее. Он старается не затемнять суетой великий покой бытия. Человек должен обрести полноту своего бытия через самоустранение от всего временного.

В Китае существовала развитая система иероглифического письма. Наиболее ранние памятники древнекитайской литературы — «Книга песен» и «Книга перемен». Китайцы изобрели тушь, бумагу, шелк, компас, порох. Среди прикладных искусств развитие получили изготовление бронзовых зеркал, резьба по нефриту и кости, художественная керамика, подготовившая производство фарфора. Значительных успехов достигла астрономия (год делили на 12 месяцев, месяц — на 4 недели, небесный свод разделили на созвездия) и медицина (иглоукалывание, анастезия, фармокология).

Древняя Индия

Время существования — III тыс. до н.э. Индийская культура является самой оригинальной и уникальной. Индийская культура обусловлена особенностями суперэтноса, включающего в себя несколько самостоятельных народов. По «Законам Ману» можно судить об общественном строе Индии. Там сложился варно-кастовый строй. Варны и касты — это замкнутые группы людей, различающиеся по жизненному долгу и профессиональной деятельности.

Самобытность индийской культуры заключается в богатстве и многообразии религиозно-философских учений, удивительной музыкальности и искусстве танца, особом почитание чувственной и физической любви.

Индийская мысль развивалась самостоятельно. Религиозная традиция никогда не прерывалась, она существовала как устойчивый элемент вечно живого культурного наследия. Мудрость была направлена на жизнь человека. Она выступала как теория, образ жизни, руководство жизнью. Религия давала человеку понимание природы добра и зла, картину Вселенной, определяла смысл жизни.

Индуизм — древнейшая религия Индии, соединившая ведическую религию (язычество) и брахманизм (религия, оправдывавшая общественное неравенство). Из всей плеяды божеств па первый план постепенно выдвигаются Брахма, Вишну и Шива. Ключевое место в индуизме занимают понятия кармы (воздаяние за доброе и злое) и сансары (перерождение души в новом образе). Джайнизм возник в середине I тыс. до н.э. Он развил учение о карме и сансаре. По мысли джайнистов правильное поведение состоит в воздержании от несправедливости, лжи, воровства, излишней чувственности. Главное — сострадать всем живым существам и помнить о собственном несовершенстве, признавать право других людей на собственную точку зрения. Джайнисты не верят в Бога. Место Бога занимают мудрецы. Буддизм возник в VI в до н.э. в Северной Индии. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама. После своего просветления (Будда значит "просветленный") принц Гаутама высказал людям четыре благородных истины:

1. Сущность жизни есть страдание.

2. Причина страдания — наше рождение и тяга ко всему земному, наше незнание.

3. Страдание может прекратиться, когда мы устраним в себе все земные желания и тем самым устраним дальнейшие рождения.

4. Есть путь прекращения страдания — это самосовершенствование (йога). Идя по этому пути, мы придем в "нирвану" — состояние совершенства.

Наряду с религией и философией в Древней Индии успешно развивалась наука. Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Индийским математикам было известно значение числа "пи", они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Термины "цифра", "синус", "корень" также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали около 300 видов операций, использовали около 120 хирургических инструментов. Лингвистика обязана своим происхождением также индийским ученым.

Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самыми значительными литературным памятниками являются Веды, эпос "Махабхарата" и "Рамаяна".

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода