link1184 link1185 link1186 link1187 link1188 link1189 link1190 link1191 link1192 link1193 link1194 link1195 link1196 link1197 link1198 link1199 link1200 link1201 link1202 link1203 link1204 link1205 link1206 link1207 link1208 link1209 link1210 link1211 link1212 link1213 link1214 link1215 link1216 link1217 link1218 link1219 link1220 link1221 link1222 link1223 link1224 link1225 link1226 link1227 link1228 link1229 link1230 link1231 link1232 link1233 link1234 link1235 link1236 link1237 link1238 link1239 link1240 link1241 link1242 link1243 link1244 link1245 link1246 link1247 link1248 link1249 link1250 link1251 link1252 link1253 link1254 link1255 link1256 link1257 link1258 link1259 link1260 link1261 link1262 link1263 link1264 link1265 link1266 link1267 link1268 link1269 link1270 link1271 link1272 link1273 link1274 link1275 link1276 link1277 link1278 link1279 link1280 link1281 link1282 link1283 link1284 link1285 link1286 link1287 link1288 link1289 link1290 link1291 link1292 link1293 link1294 link1295 link1296 link1297 link1298 link1299 link1300 link1301 link1302 link1303 link1304 link1305 link1306 link1307 link1308 link1309 link1310 link1311 link1312 link1313 link1314 link1315 link1316 link1317 link1318 link1319 link1320 link1321 link1322 link1323 link1324 link1325 link1326 link1327 link1328 link1329 link1330 link1331

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУР

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУР

Мировая культура есть совокупность плодов и способов деятельности всего человеческого сообщества. Но любое общество всегда состоит из конкретных людей, человеческих индивидов, мыслящих личностей. Развитие каждого индивида обусловлено развитием всех других, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. Индивид становится личностью только под воздействием социума, с присущим ему миром живой культуры. Общение людей происходит в определенных группах: в семье, в кругу друзей, в производственных, научных коллективах, политических союзах и общественных объединениях. Эти группы, как правило, объединены некоторыми общими целями и интересами, обладают более или менее сходными эталонами поведения и ценностными ориентациями. Такие устойчивые объединения людей и становятся носителями ряда культурных традиций, а при определенных условиях превращаются в творцов культуры.

Особое значение в культурной эволюции человечества имеет продуцирование новой культуры путем ее саморазвития. Если мы задумаемся над тем, почему сегодняшний мир наделен таким многообразием культур, то следует признать, что это в значительной мере результат именно саморазвития культур в условиях, когда контакты между отдельными культурами были еще слабы и нерегулярны. Саморазвитие культур породило как уникальность и самобытность, так и наличие в каждой культуре гуманистических начал и общечеловеческих ценностей.

Саморазвитие культуры осуществляется в нескольких основных формах. Самая элементарная из них — стихийный выход человека за рамки привычных, традиционных образцов деятельности. Существовал длительный период времени, когда наука была отделена от процесса материального производства, многие технические изобретения совершались случайно и даже неосознанно. Случайное изменение угла чеканки неожиданно могло дать большую глубину и выразительность рисунка, вело к уменьшению усилий и затрат времени; добавка в глину нового компонента увеличивала ее прочность и долговечность изделия и т.д. Полученный эффект, к которому автор изобретения даже и не стремился, превращался затем в соответствующий метод и закреплялся в опыте.

Более развитой формой культурного развития является метод проб и ошибок. Здесь уже идет поиск новых вариантов, сознательный, хотя и опирающийся на случайность. Человек вполне осознанно сравнивает новое с уже имеющимся и привычным, оценивает его преимущества, отбирает и закрепляет полезное, отбрасывает ненужное.

Ведущее значение в развитии культуры приобретает сознательная деятельность по изменению культуры, общества и самого человека. Этот творческий вид деятельности предполагает разработку принципиально новых проектов, методов и средств преобразования действительности. Творчество человека далеко переходит здесь границы привычного и обыденного, устремляясь в сферы идеального конструирования, выдвигая идеи и теории, намного опережая опыт.

Развитие культур может происходить также и в результате их взаимодействия и заимствования отдельных элементов. При таком процессе чаще всего существует несколько «базовых» центров культуры, их которых волнами идет распространение культурных достижений и традиций, их влияние на другие культуры. Заимствование культуры происходит в результате общественных связей и контактов различных регионов и может быть: добровольным, вынужденным, навязанным принудительно.

Добровольное заимствование имеет ряд характерных черт.

Во-первых, каждая культура в условиях добровольного взаимодействия отбирает в другой культуре именно те элементы и образцы, которые в наибольшей мере способствуют решению ее собственных проблем. При этом избирательно заимствуется лишь то, в чем есть необходимость, а также наиболее приемлемые для данной культуры варианты решения исторических задач. Благодаря этой избирательности, своеобразной селекции культуры, заменяются элементы, более не соответствующие тенденциям развития данной культуры и сдерживающие ее эволюцию.

Во-вторых, в процессе культурного взаимодействия происходит сопряжение двух культур и взаимный обмен ценностями. При этом каждая культура заимствует только то, что ей необходимо и целесообразно, без насильственного проникновения в культуру чуждых ей элементов.

Вынужденное заимствование культуры сочетает в себе элементы внешней добровольности и внутреннего принуждения. Этот вариант заимствования возникает в тех ситуациях, когда представители той или иной культуры оказываются вынужденными включиться в другую культуру, например, в результате эмиграции.

Принудительное внедрение, навязывание культуры извне происходит обычно в двух вариантах: а) в результате порабощения и стремления навязать народам чуждые им нравы, обычаи, традиции; б) в результате принудительного навязывания определенной социальной группой, захватившей политическую власть, своей идеологии всей остальной части общества.

Эффект навязывания культуры, глубина принудительной ассимиляции народа зависит как от силы принуждения захватчика, так и от способности порабощенного политически и экономически народа отстоять свою культуру. Современная цивилизация и культура сформировались не только под воздействием доброй воли, но и утверждались огнем и мечом. Так, в нашей стране, в горниле гражданской войны, концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были уничтожены целые культурные пласты, поражавшие мир в начале XX века своим живым многообразием и самобытностью. Сложившееся на сегодня культурное поле человечества — результат взаимодействия и взаимовлияния культур, ее саморазвития и взаимного обогащения.

Взаимодействие культур можно и должно рассматривать как преемственность, относящуюся к процессу развития не одной из культур, а двух или нескольких. Проиллюстрируем это на примере взаимодействия египетской, еврейской и европейской культур. Общеизвестно, что самой читаемой в мире книгой по сей день остается Библия. Если к этому добавить, что в истории мирового искусства неоспоримо прослеживается приоритет библейских сюжетов и мотивов, а десять знаменитых моральных моисеевых заповедей лежат в основе современной нравственности, то степень воздействия древнееврейской культуры на европейскую станет рельефно осязаемой. Но выясняется, что в истоках самой библейской культуры есть много моментов есть много моментов, свидетельствующих о восприятии ею всего лучшего, что было в культуре соседних народов — древнеегипетской, вавилонской, шумерской.

Итак, цепочка замыкается: Египет — Иудея и Израиль — Европа. Разумеется, мы взяли лишь одну линию развития европейской культуры — внешнюю, оставив в стороне не менее важную — внутреннюю, связанную с Возрождением. Очень велико и обратное воздействие. В результате многовекового расселения евреев по всему миру сегодняшняя израильская культура оказывается в значительной степени европеизированной, арабизированной и т.п. В частности, в связи с тем, что поток репатриантов из России является наиболее массовым и образованным, можно слышать не лишенное резона мнение о современной культуре Израиля как культуре русской по своим корням и ряду важных черт.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода