Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУР

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУР

Мировая культура есть совокупность плодов и способов деятельности всего человеческого сообщества. Но любое общество всегда состоит из конкретных людей, человеческих индивидов, мыслящих личностей. Развитие каждого индивида обусловлено развитием всех других, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. Индивид становится личностью только под воздействием социума, с присущим ему миром живой культуры. Общение людей происходит в определенных группах: в семье, в кругу друзей, в производственных, научных коллективах, политических союзах и общественных объединениях. Эти группы, как правило, объединены некоторыми общими целями и интересами, обладают более или менее сходными эталонами поведения и ценностными ориентациями. Такие устойчивые объединения людей и становятся носителями ряда культурных традиций, а при определенных условиях превращаются в творцов культуры.

Особое значение в культурной эволюции человечества имеет продуцирование новой культуры путем ее саморазвития. Если мы задумаемся над тем, почему сегодняшний мир наделен таким многообразием культур, то следует признать, что это в значительной мере результат именно саморазвития культур в условиях, когда контакты между отдельными культурами были еще слабы и нерегулярны. Саморазвитие культур породило как уникальность и самобытность, так и наличие в каждой культуре гуманистических начал и общечеловеческих ценностей.

Саморазвитие культуры осуществляется в нескольких основных формах. Самая элементарная из них — стихийный выход человека за рамки привычных, традиционных образцов деятельности. Существовал длительный период времени, когда наука была отделена от процесса материального производства, многие технические изобретения совершались случайно и даже неосознанно. Случайное изменение угла чеканки неожиданно могло дать большую глубину и выразительность рисунка, вело к уменьшению усилий и затрат времени; добавка в глину нового компонента увеличивала ее прочность и долговечность изделия и т.д. Полученный эффект, к которому автор изобретения даже и не стремился, превращался затем в соответствующий метод и закреплялся в опыте.

Более развитой формой культурного развития является метод проб и ошибок. Здесь уже идет поиск новых вариантов, сознательный, хотя и опирающийся на случайность. Человек вполне осознанно сравнивает новое с уже имеющимся и привычным, оценивает его преимущества, отбирает и закрепляет полезное, отбрасывает ненужное.

Ведущее значение в развитии культуры приобретает сознательная деятельность по изменению культуры, общества и самого человека. Этот творческий вид деятельности предполагает разработку принципиально новых проектов, методов и средств преобразования действительности. Творчество человека далеко переходит здесь границы привычного и обыденного, устремляясь в сферы идеального конструирования, выдвигая идеи и теории, намного опережая опыт.

Развитие культур может происходить также и в результате их взаимодействия и заимствования отдельных элементов. При таком процессе чаще всего существует несколько «базовых» центров культуры, их которых волнами идет распространение культурных достижений и традиций, их влияние на другие культуры. Заимствование культуры происходит в результате общественных связей и контактов различных регионов и может быть: добровольным, вынужденным, навязанным принудительно.

Добровольное заимствование имеет ряд характерных черт.

Во-первых, каждая культура в условиях добровольного взаимодействия отбирает в другой культуре именно те элементы и образцы, которые в наибольшей мере способствуют решению ее собственных проблем. При этом избирательно заимствуется лишь то, в чем есть необходимость, а также наиболее приемлемые для данной культуры варианты решения исторических задач. Благодаря этой избирательности, своеобразной селекции культуры, заменяются элементы, более не соответствующие тенденциям развития данной культуры и сдерживающие ее эволюцию.

Во-вторых, в процессе культурного взаимодействия происходит сопряжение двух культур и взаимный обмен ценностями. При этом каждая культура заимствует только то, что ей необходимо и целесообразно, без насильственного проникновения в культуру чуждых ей элементов.

Вынужденное заимствование культуры сочетает в себе элементы внешней добровольности и внутреннего принуждения. Этот вариант заимствования возникает в тех ситуациях, когда представители той или иной культуры оказываются вынужденными включиться в другую культуру, например, в результате эмиграции.

Принудительное внедрение, навязывание культуры извне происходит обычно в двух вариантах: а) в результате порабощения и стремления навязать народам чуждые им нравы, обычаи, традиции; б) в результате принудительного навязывания определенной социальной группой, захватившей политическую власть, своей идеологии всей остальной части общества.

Эффект навязывания культуры, глубина принудительной ассимиляции народа зависит как от силы принуждения захватчика, так и от способности порабощенного политически и экономически народа отстоять свою культуру. Современная цивилизация и культура сформировались не только под воздействием доброй воли, но и утверждались огнем и мечом. Так, в нашей стране, в горниле гражданской войны, концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были уничтожены целые культурные пласты, поражавшие мир в начале XX века своим живым многообразием и самобытностью. Сложившееся на сегодня культурное поле человечества — результат взаимодействия и взаимовлияния культур, ее саморазвития и взаимного обогащения.

Взаимодействие культур можно и должно рассматривать как преемственность, относящуюся к процессу развития не одной из культур, а двух или нескольких. Проиллюстрируем это на примере взаимодействия египетской, еврейской и европейской культур. Общеизвестно, что самой читаемой в мире книгой по сей день остается Библия. Если к этому добавить, что в истории мирового искусства неоспоримо прослеживается приоритет библейских сюжетов и мотивов, а десять знаменитых моральных моисеевых заповедей лежат в основе современной нравственности, то степень воздействия древнееврейской культуры на европейскую станет рельефно осязаемой. Но выясняется, что в истоках самой библейской культуры есть много моментов есть много моментов, свидетельствующих о восприятии ею всего лучшего, что было в культуре соседних народов — древнеегипетской, вавилонской, шумерской.

Итак, цепочка замыкается: Египет — Иудея и Израиль — Европа. Разумеется, мы взяли лишь одну линию развития европейской культуры — внешнюю, оставив в стороне не менее важную — внутреннюю, связанную с Возрождением. Очень велико и обратное воздействие. В результате многовекового расселения евреев по всему миру сегодняшняя израильская культура оказывается в значительной степени европеизированной, арабизированной и т.п. В частности, в связи с тем, что поток репатриантов из России является наиболее массовым и образованным, можно слышать не лишенное резона мнение о современной культуре Израиля как культуре русской по своим корням и ряду важных черт.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода