link888 link889 link890 link891 link892 link893 link894 link895 link896 link897 link898 link899 link900 link901 link902 link903 link904 link905 link906 link907 link908 link909 link910 link911 link912 link913 link914 link915 link916 link917 link918 link919 link920 link921 link922 link923 link924 link925 link926 link927 link928 link929 link930 link931 link932 link933 link934 link935 link936 link937 link938 link939 link940 link941 link942 link943 link944 link945 link946 link947 link948 link949 link950 link951 link952 link953 link954 link955 link956 link957 link958 link959 link960 link961 link962 link963 link964 link965 link966 link967 link968 link969 link970 link971 link972 link973 link974 link975 link976 link977 link978 link979 link980 link981 link982 link983 link984 link985 link986 link987 link988 link989 link990 link991 link992 link993 link994 link995 link996 link997 link998 link999 link1000 link1001 link1002 link1003 link1004 link1005 link1006 link1007 link1008 link1009 link1010 link1011 link1012 link1013 link1014 link1015 link1016 link1017 link1018 link1019 link1020 link1021 link1022 link1023 link1024 link1025 link1026 link1027 link1028 link1029 link1030 link1031 link1032 link1033 link1034 link1035

Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Среди многообразия взглядов на сущность и роль культуры наиболее плодотворна ее деятельностная интерпретация.

Родовые признаки человеческой деятельности: ее преобразующий, творческий, или плодоносный характер; универсализм, способность творить по мерке любого вида в масштабах истории; динамизм, высокая интенсивность человеческой жизни, ее устремленность в будущее. У истоков такой уникальности — Дело — человеческое творчество как способ реконструкции не только мира, но и самого человека, его поиска и обретения смысла жизни. Человек, пишет Э. Фромм, «может пытаться отменить свою свободу и превратить себя в инструмент внешних сил, топя в них свое «я». Но он останется неудовлетворенным, тревожным и беспокойным. Есть только одно решение проблемы: посмотреть в лицо истине, осознать свое полное одиночество и предоставленность самому себе во Вселенной, безразличной к судьбе человека, признать, что вне человека нет силы, способной за него решить его проблемы. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он сможет придать смысл своей жизни».

В таком ракурсе поиск и обретение смысла жизни, неотделимого от полноты ответственности за нее, оказывается между двумя полюсами — творчеством и творимым, культурой и цивилизацией.

Термины «культура» и «цивилизация» существуют с античных времен и первоначально мыслились как синонимы. С XVIII в. вопрос о соотношении этих понятий становится объектом острых споров, что связано со сложностью и многоплановостью культурных процессов и исторического развития общества.

Общность цивилизации и культуры в том, что они — надбиологические формы жизни, «мира человека». Неразрывны и «родственные» связи между ними: культура творит цивилизацию. Деятельностная методология позволяет осмыслить и существенные различия между ними. Сегодня термин «цивилизация» говорит, в первую очередь, о гражданственности, о том, что человек является цивилизованным (полноправным гражданином, членом своего государства, общества и самостоятельной личностью).

Цивилизация, безусловно, основана на культуре, в том числе на способе производства материальных благ, и несет в себе мощный заряд технического прогресса. Вместе с тем, техника и материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовно-нравственного прогресса, поскольку для полной цивилизованности необходимо еще и внутреннее развитие самой личности, ее свободы, нравственности, духовности. Именно поэтому понятие «цивилизация» зачастую сравнивают с нейтральным по отношению к культуре, развитием науки и техники, с формой государственности и типом политического правления, а культура трактуется как весь комплекс материальных и духовных ценностей, произведенных человечеством на протяжении своей истории.

М. Вебер, а за ним А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия. А.Тойнби указывал также на четко выраженные параметры технологического развития. Некоторые исследователи под цивилизацией понимают не только совокупность отношений между людьми одной конфессии, но и между индивидом и государством. Э. Тэйлор считал, что цивилизация или культура в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Во второй половине XX в. сложились представления о цивилизациях как локально-исторических образованиях. В рамках этой версии современный мир рассматривается как многозначность цивилизаций, но сами цивилизации при этом становятся возможными лишь как «встреча цивилизаций», как их диалог на базе всеобщих символических форм.

Большое влияние на исследование цивилизаций оказала современная глобалистика. Сторонники этой концепции, абсолютизирующей интеграционные тенденции, делают вывод о том, что глобальное взаимодействие культур ведет к становлению глобальной культурной Ойкумены. Так Никита Моисеев прогнозирует появление в третьем тысячелетии единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей и даже коллективным общепланетарным Разумом, Памятью и Духовным миром. Согласно другой точки зрения, единая культура невозможна, поэтому и в условиях процесса глобализации сохраняется устойчивое культурное разнообразие мира. Э.Баталов считает, что возникнет метацивилизация, которая выступит лишь в качестве цивилизационно-культурного «общего знаменателя», не поглощающего и не вытесняющего национальные, региональные цивилизации.

Тем не менее, практически все исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.

В таком классическом контексте культура – это становящаяся, ценностно ориентированная, динамическая сторона деятельности, процесс направленного на общественную добродетель социального освобождения человека как субъекта исторического творчества. В отличие от нее, цивилизация – это ставшая, кристаллизованная сторона деятельности, совокупность ее объективированных результатов.

Между культурой и цивилизацией нет ни абсолютной гармонии, ни фатальной несовместимости. Реальная взаимосвязь между ними выступает в трех основных формах. Первая из них — генетическая. Культура творит цивилизацию. Первая не полна, не завершена, пока не воплощена, не объективирована во второй. Так женщина «полна» лишь с рождением своего ребенка. Вторая форма их взаимосвязи — структурно-функциональная. Обе являются разными сторонами человеческой деятельности как системы, и ни одна из них не мыслима без другой. Однако между ними возможна и, в конечном счете, наступает и дисфункциональная связь. Цивилизация создается культурой как реализация ее творческого потенциала, в интересах свободного развития человека. Но взаимоотношения между ними — это не безоглядная любовь, а скорее фрейдовская «любовь-ненависть». Достигнутые результаты, становясь стереотипными, шаблонными, ведут к утрате смысла, «высоты» данных культурных ценностей, формируют иллюзию самодостаточности и самодовольства цивилизации. Во взаимосвязи с культурой она стремится к подмене функций, тщится играть роль лидера, оставляя последней участь аутсайдера. В такие «падающие эпохи» (К.Леонтьев) цивилизацию покидает «душа» культуры. Это подлинный «эдипов эффект» восстания дочери — на этот раз блудной — против своей матери. Это — эпоха распада и тупика во взаимоотношениях культуры и цивилизации. Для культуры — это сигнал к обновлению своих вечных смыслов и их объективации в новой цивилизации.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода