Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода — ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Архитектура.

Римская архитектура, как и римская культура в целом базировалась на принципах рациональности, практической пользы и целесообразности. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Форумом в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся центром культурной жизни. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику - прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, со­бирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались три­умфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное). Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи.

В амфитеатрах и цирках стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн. Амфитеатр имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей. В плане Колизей представляет собой эллипс, над которым натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись дальше, на каменные сиденья, где выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами.

В Риме строились великолепные здания терм (общест­венных купален) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные — термы Каракаллы. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, акведуков (водопроводов), клоак (канализаций).

Римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Скульптура.

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными — в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства. Если греки стремились изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел ве­ликолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.

Живопись.

Дворцы и общественные здания Рима украшались настенными росписями и картинами, глав­ным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства.

До наших дней дошли фрески, покрывавшие стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков. Со временем ор­наментальная живопись интерьеров была вытеснена имитацией архитектурного декора, что отражало тяготение к пышности. Искусство использовалось римлянами для демонстрации богатства, престижа и статуса. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду.

Распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Театр.

Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием грече­ского театра и собственно римских народных представлений. В римском театре господствовала комедия. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни. Были популярны сатуры — представления, которые включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски-характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились ли­тературные обработки ателланы. На рубеже новой эры наиболь­шим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, — паллиаты. Действие пьес происходило в Греции, и соответственно персонажи были греками, но поведение этих «греков» скорее напоминало римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Плавта, который в своих комедиях стремился прежде всего к занимательности. Большое место в комедиях Плавта занимали музыкальные номера, арии и речитативы, произносившиеся под музыку. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени. Другой известный римский драматург, писавший паллиаты, — Теренций. Он много внимания (и в этом чувствуется греческое влияние) уделяет обычному человеку, семейной тематике. Он сатирически рисует нравы своего времени, не­избежные конфликты отцов и детей, ветреность молодёжи и излишнее морализаторство старшего поколения. Император Октавиан Август для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию, его поддержал поэт Гораций. В тот же период был распространён пантомим — сольный мужской театрализованный танец.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на обще­государственных праздниках. Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической пло­щадкой был деревянный помост. Для зрителей ставили скамьи, по иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н. э. и вмещал до сорока тысяч человек. Римский театр отличался от греческого: хора не было, появился занавес, до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой, театры сооружали на ровном месте.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: понятия и функции, развитие и особенности до средневекового периода