Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф.Скиннера
Значение зоопсихологии для студентов-психологов
Зоопсихология имеет два важных аспекта для психологов — теоретический и практический.
Практическое значение. Изучение поведения животных представляет большую ценность для понимания поведения человека. Из анализа поведения животных мы можем почерпнуть массу полезных сведений о самих себе, мы можем обнаружить у человека тенденции, о которых ранее и не подозревали, мы можем лучше понять многие человеческие возможности, а также и подстерегающие его опасности. Эта мысль становится понятной, например, после прочтения замечательной книги К.Лоренца “Агрессия”. Анализируя поведение животных, он приходит к интересным выводам в отношении причин агрессивного поведения человека и показывает, каким образом можно избежать таких проявлений. Многие стороны общественной жизни человека становятся понятными при сопоставлении их с социальной жизнью человекообразных обезьян. Такие феномены, как социальное облегчение, подражание, конфликты, выявленные при анализе поведения животных, хорошо объясняют некоторые аспекты поведения человека в группе. Психолог должен помнить слова известного английского этолога Уильяма Торпа, который говорил, что “трудно найти какой-либо аспект в поведении животных, который бы не перекликался с вопросами, возникающими при изучении поведения человека”.
Теоретическое значение. Глубокое понимание восприятия, памяти, мышления и других психических процессов человека, изучаемых в курсе общей психологии, возможно только при изучении того, каким образом они развивались и изменялись в процессе эволюции животного мира. Другими словами, психика человека может быть ясно понята лишь тогда, когда мы будем располагать данными о тех первичных формах, из которых возникает вся наша духовная сущность.
Основные идеи курса.
Данный курс достигнет своей цели, если студент-психолог после его изучения поймет и примет две основополагающие мысли.
Первая мысль. Поведение человека похоже на поведение животных. Мы не так далеко ушли от них, как кажется некоторым исследователям. Дело заключается в том, что не животные похожи на нас, как считали представители антропоморфизма, а мы похожи на животных!
Вторая мысль. Существует представление, что у животных нет субъективного мира, либо он ограничивается примитивными эмоциями и чувствами. Будет сделана попытка показать, что внутренний мир животных организмов не так беден, как представляется. Их поведение трудно объяснить, не опираясь на такие понятия, как “когнитивная карта”, субъективный образ, цель, понимание, в конце концов, рассудочная деятельность и даже творчество!
Структура курса.
В первой части курса будет рассмотрена проблема происхождения психики. Студент должен получить ясное представление о том, что такое психика с точки зрения современной материалистической психологии, когда она произошла, в чем особенности отражения внешней среды у живых систем: у растений и первых животных организмов. Здесь же будет рассмотрена кратко проблема происхождения субъективной составляющей психического отражения. Все это должно заложить основу для понимания эволюции психики в развитии животного мира. Вторая часть курса посвящена краткому анализу непосредственных внутренних и внешних причин поведения. Здесь же рассматриваются вопросы, связанные с восприятием у животных организмов. Этот материал является подготовительной ступенью для более основательного изучения этологических концепций поведения. В третьей части курса речь пойдет о проблеме научения. Будут рассмотрены известные формы научения, начиная с примитивных и заканчивая теми, которые требуют когнитивных процессов. В этой части будет показано, что некоторые аспекты научения невозможно объяснить с позиций бихевиоризма, так как они требуют привлечения биологических и когнитивных концепций. Четвертая часть курса посвящена этологическому подходу к изучению поведения. Здесь будет рассмотрена теория инстинкта, проблема врожденного и приобретенного в поведении, некоторые вопросы, связанные с развитием поведения, в частности, импринтинг. Здесь же речь пойдет о формах поведения при конфликте, что будет предпосылкой для понимания ритуализации. В пятой части курса будет кратко рассмотрено социальное поведение животных. Следующая часть будет посвящена проблеме эволюции психики. Мы рассмотрим гипотезу А.Н.Леонтьева о трех стадиях развития психического отражения. Здесь же речь пойдет об эволюции двигательной активности и нервной системы. Последняя часть курса будет посвящена некоторым сложным формам психической активности животных, в частности проблеме языка.