Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — Развитие поведения
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф.Скиннера
Развитие поведения
Вторая категория вопросов касается того, каким образом та или иная форма внешней активности развивается и изменяется в процессе индивидуального развития животного. Понятно, что особенности поведения организмов изменяются на протяжении их жизни. Новорожденный щенок при виде мяса не делает попыток приблизиться к нему, даже если он голоден, тогда как голодная взрослая собака сразу стремиться овладеть пищей. Почему это происходит? Почему развитие собаки привело к тому, что она стала таким образом реагировать на внешнюю ситуацию? Почему цыпленок, который увидел в первые минуты жизни человека, став половозрелым, воспринимает его как полового партнера? Эти вопросы связаны с анализом процессов научения и механизмами созревания поведения, которые будут в дальнейшем достаточно подробно рассмотрены.
Вопрос о развитии поведения имеет один очень важный аспект, который связан с анализом врожденного и приобретенного в поведении животного организма, а также человека. Являются ли, например, проявляемые иногда человеком агрессивные реакции врожденными, доставшимися нам с генами от наших животных предков, или они являются следствием негативного влияния человеческого общества, то есть приобретенными формами поведения? Этот вопрос, в свое время, вызвал ожесточенную дискуссию между К.Лоренцом и его противниками, в частности, известным философом Эрихом Фроммом. Мы попытаемся разобраться с этой проблемой, проанализировав взгляды этологов и их критиков.
Вопрос о развитии поведения играет очень важную роль для понимания природы человека и возможностей его воспитания и самосовершенствования. Если встать на крайнюю позицию этологов, то утверждение, что “я могу стать всем, чем я захочу”, следует считать неправильным. Крайние бихевиористы, наоборот, утверждают, что из любого человека можно “вылепить” все, что угодно. Автору более импонирует, если так можно сказать, мягкий этологический подход, согласно которому каждый должен найти свойственный его природе путь к развитию и самосовершенствованию. Я, конечно, могу стать музыкантом, но плохим, но зато я могу стать хорошим поваром, если у меня есть к этому наследственная предрасположенность. Если я буду это учитывать, мне легче будет сделать правильный выбор, и я не буду с бессмысленной фанатичностью стремиться сделаться хорошим музыкантом, затрачивая на это уйму сил и времени. В конце концов, я могу по-другому удовлетворить свою тягу к музыке, став ее ценителем в качестве слушателя. Человек, конечно, очень гибок, его возможности научения огромны, но эти возможности дают превосходный результат только при условии обращения внимания на свою природу, на свое предназначение, если хотите. В этом отношении судьба Понимающего Человека, интуитивно чувствующего свое предназначение, изначально предопределена. Это фатализм в хорошем смысле слова, глубокий смысл которого понимаешь при изучении великих законов природы, на которых строится поведение животных организмов.