Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — Функциональное значение поведение
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф.Скиннера
Функциональное значение поведение
Наконец, четвертый вопрос связан с тем, какое значение имеет та или иная форма поведения для животного. Понятно, что пищедобывательное поведение важно для животного, так как благодаря такой активности оно имеет возможность жить, то есть оставаться целостной функционирующей системой. Есть более сложные вопросы. Например, какое значение имеет такой интересный феномен в жизни некоторых птиц и млекопитающих, как импринтинг? Было показано, что он, помимо других более понятных функций, имеет еще одно интересное значение, которое, как предполагают, связано с образованием “выгодных” половых пар, потомство от которых в наибольшей степени соответствует процветанию вида.
Проблема целесообразности поведения.
Наблюдая за поведением животных часто поражаешься тому, как тонко, порой, настроена их внешняя активность на конкретные условия существования, как целесообразно их поведение в окружающем их мире. Ранние исследователи, чтобы объяснить эту целесообразность, иногда приписывали животным организмам способность к пониманию своего поведения для выживания и размножения. Например, можно сказать, что птицы высиживают яйца, так как знают, что из них вылупятся птенцы, а это, в свою очередь, важно для продолжения их рода. Но, на самом деле, данное поведение можно и нужно объяснять без привлечения такого понятия, как понимание. Предпочтительней рассматривать эту целесообразную внешнюю активность, как результат действия сил естественного отбора, создавших в прошлом такой генотип, который приводит к развитию организма, действующего определенным целесообразным образом при соответствующих обстоятельствах. Американский зоопсихолог Д.Дьюсбери пишет, что “поразительная “целенаправленность” поведения нередко бывает, видимо, обусловлена не тем, что животное понимает, как ему следует вести в данной ситуации, а тем, что в процессе эволюции сформировался организм, не умеющий вести себя в этой ситуации иным образом”. Это, конечно, не исключает случаев настоящего понимания своего поведения и внешних обстоятельств у животных, стоящих на высокой ступени психического развития, например, у человекообразных обезьян. Термин “понимание” требует, конечно, более четкой формулировки, но нужно признать, что многие формы поведения высших животных трудно объяснить, если не пользоваться им в том, смысле, в котором мы применяем его для характеристики поведения человека. Если мы вправе применять это понятие к человеку, то мы вправе пользоваться им и в отношении некоторых форм поведения определенных видов животных, естественно, немного изменяя его смысл. Мы подошли к очень важному вопросу о том, в какой мере можно переносить понятия, связанные с внутренним миром человека, на животных.