Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф.Скиннера
Предмет зоопсихологии.
Есть ли у животных психика?
Зоопсихология — это наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. Это определение подразумевает наличие у животных организмов психики. Но такое утверждение, на самом деле, принимается далеко не всеми исследователями, его надо еще обосновать. Целесообразно начать курс зоопсихологии с решения этого вопроса. А для этого надо сперва установить, какой смысл вкладывается в понятие психика.
Некоторые исследователи лишают животных “права” иметь психику, так как считают, что она присуща только человеку. Эта точка зрения, в свою очередь, обосновывается по-разному. Одни считают, что человек обладает психикой, как таким свойством, которое дано ему чем-то или кем-то свыше, например, Богом или Высшим Разумом. Животных Бог или Высший Разум этим свойством не наградил. Это аксиома, которую трудно оспорить, так как сначала надо понять, что такое Бог и почему он это сделал. Это вопрос веры. Другие исследователи, которые рассуждают уже в русле научного мировоззрения, также утверждают, что животные не обладают психикой. Но при этом они, в отличие от людей верующих, приводят научные аргументы в защиту своей позиции. Основное их доказательство сводится к тому, что человек, как существо общественное, в процессе своего эволюционного и культурного развития приобрел особые качества, отличающие его от животных, среди которых называется и психика. Такой подход имеет место быть, так как ни у кого не вызывает сомнение в том, что человек и животное чем-то отличаются друг от друга, и не только по каким-то внешним и внутренним признакам, но и по поведению, по характеру активности в окружающем мире. Может быть, это “нечто” в поведении и есть психическая составляющая?
Противоположному лагерю исследователей представляется более логичным исходить из предположения, что психика у животных есть, и она в процессе эволюции развивалась, совершенствовалась и, в конце концов, приобрела у человека новые, более совершенные формы. Животные отличаются от нас не по отсутствию психики, а по ее особенностям. Эта точка зрения опирается на более широкое понимание обсуждаемого понятия. Она исходит из постулата, что психика — это одна из форм отражения как всеобщего свойства материи, в то время как противники сужают психику, как правило, до человеческого сознания. Человеческое сознание логичней считать только одной из форм психического отражения. При этом определить понятие сознание тоже не так просто. При определенной его интерпретации можно, на самом деле, говорить о животном и человеческом сознании. Так, некоторые исследования вполне убедительно показывают, что, по крайней мере, у приматов есть одна из составляющих сознания — самосознание, под которым понимается способность индивидуума выделять себя из окружающей среды. Другими словами, понятия самосознание и сознание также требуют более четкого определения, чтобы ими можно было оперировать при объяснении поведения животных. В конечном счете, все упирается в первоначальный постулат, от которого нужно оттолкнуться для построения определенной системы знания. Евклид ввел несколько постулатов и создал евклидову геометрию, другой сменил эти постулаты и создал неевклидову геометрию. Следуя традициям отечественной психологии, мы в отношении психики будем опираться на следующую аксиому: психика — это свойство высокоорганизованной материи активно отражать своими состояниями объективную реальность.
Обратим внимание на некоторые места в этом определении. Во-первых, психика — это свойство материи, а не сама материя. Это важно отметить, так как некоторые материалисты считали и считают, что психика — это определенный вид материи. Например, один из представителей, так называемого, “вульгарного материализма” К.Фогт считал, что мысль также относится к мозгу, как желчь к печени. Во-вторых, что значит высокоорганизованная материя? Под такой материей понимается живая материя. Высокая организация живой материи заключается, в частности, в том, что она обладает такими замечательными и уникальными свойствами, как способностью к самоорганизации и к самовоспроизведению. Живая система устроена таким образом, что, происходящие в ней химические и физические процессы, приводят к ее сохранению как целостной системы на протяжении определенного промежутка времени, отмеренного программой ее развития. Внешне это воспринимается, как стремление живого организма выжить. Это одно из важнейших свойств живого, понимание которого, как мы увидим дальше, очень важно для разрешения проблемы происхождения психики, в частности, ее субъективной составляющей. Высокая организация материи также заключается в том, что она способна не только пассивно, но и активно взаимодействовать с окружающей средой. Представление об активности взаимодействия также очень важно для понимания психики и поэтому оно будет подробно рассмотрено в лекции, посвященной проблеме происхождения психического отражения в живых системах. В-третьих, в определении сказано, что психика — это свойство материи отражать. Здесь важно обратить внимание на то, что не только живые, но и неживые системы способны к отражению. Под отражением, в широком смысле, понимают изменение состояния отражающей системы при взаимодействии с внешним явлением. Так, кусок пластилина при взаимодействии с монеткой меняет свою форму. Мы можем сказать, что пластилин отразил изменением своего состояния монету. Но в живых системах появляется новый вид отражения (хотя прежний тип также остается). В определении сказано, что психическое отражение должно быть активным. Что это такое и в чем специфика этой активности мы рассмотрим в следующей лекции.
Животные организмы, как будет показано дальше, обладают указанным типом отражения объективной реальности, поэтому, исходя из нашего постулата, мы вправе говорить о том, что они обладают психикой. Правда, данное определение психики подходит ко всей живой материи, включая растительные организмы, грибы, бактерии и т.д. Но, если исходить из гипотезы известного отечественного психолога А.Н.Леонтьева, которая будет рассмотрена в следующей лекции, то у растений логичней выделять допсихическую форму активного отражения, которая только у животных дополняется в процессе эволюции психической составляющей.