Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — Особенности изучения психики у животных
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф.Скиннера
Особенности изучения психики у животных
Итак, зоопсихология изучает психику животных. Но в этом изучении есть одна существенная трудность. Исследователь, изучающий психику людей, в принципе имеет представление о том, что происходит в субъективном мире человека при той или иной форме активности. Психолог догадывается об этом, с одной стороны, исходя из личного опыта проникновения в свой внутренний мир, то есть интроспекции. С другой стороны, исследователь, в конце концов, может спросить о том, что переживает человек в той или иной ситуации. Зоопсихолог в этом отношении совершенно ничего не знает о субъективных переживаниях животного. Чувствует ли собака что-нибудь подобное тому, что чувствуем мы, когда рассержены, грустны или восхищены? Думает ли она о чем-то тогда, когда вопросительно смотрит в глаза хозяина, который поставил перед ней неразрешимую задачу? Есть ли у нее то субъективное чувство выделенности себя из окружающей действительности, которое с удивлением на определенном этапе жизни начинает испытывать подрастающий ребенок, которое все мы когда-то испытали. Сможем ли мы об этом когда-то узнать? Трудно сказать, потому что для этого нам надо, например, превратиться в эту собаку и, кроме того, отбросить все наше человеческое мироощущение. Таким образом, зоопсихологу очень трудно оценить то, что происходит во внутреннем, субъективном мире животных. Отсюда вытекает следующая проблема. Всестороннее изучение психики предполагает анализ не только внешне регистрируемых объективных ее проявлений в виде каких-то внешних реакций, то есть поведения, но и изучение закономерностей, которые существуют в субъективном мире. У животных доступно объективному анализу только поведение. Но, если зоопсихология, не может анализировать внутренний мир животных, то, значит, она однобоко изучает особенности их психического отражения. Она изучает только поведение животных организмов, а не психику, следовательно, эта наука должна именоваться как-то по-другому, например, наука о поведении животных. Это верно, если не учитывать следующую мысль. При определенном подходе можно, на самом деле, проводить анализ того, что происходит в субъективном мире животного.
При каком подходе можно изучать внутреннюю составляющую психики животных?
Внутреннюю составляющую психики животного можно изучать на основании соответствующим образом организованного анализа его поведенческих реакций. Другими словами, зоопсихология через изучение поведения может “достраивать” картину субъективного мира животного. Именно в этом аспекте зоопсихология отличается от всех остальных наук, которые связаны с изучением поведения живых организмов, от этологии, сравнительной психологии, физиологии высшей нервной деятельности и т.д.
Психика неразрывно связана с поведением. Пожалуй, трудно не согласиться с данным утверждением. Это следует хотя бы из того тривиального наблюдения, что о многих мыслях, желаниях человека можно догадаться по его поступкам. Человек покраснел, и мы можем сказать, что он, вероятно, смущен, может быть даже из-за того, что ему стыдно. Более сложен вопрос, каким образом психика связана с поведением. Ответ можно дать, если использовать одно из глубоких утверждений материалистической психологии, которое говорит о том, что психическое отражение осуществляется на основе внешней активности. Не было бы этой внешней активности, не было бы и психического отражения. Эту мысль высказал еще И.М.Сеченов, который предположил, что психика зарождается и умирает вместе с движением. Именно с этой методологической позиции А.Н.Леонтьев рассматривал проблему происхождения психики, о которой речь будет идти дальше. Отечественный зоопсихолог К.Э.Фабри ввел с целью выразить сущность единства поведения и психики понятие “психическая деятельность”. Психическая деятельность — это весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукта внешней активности животного. Таким образом, опираясь на данный методологический принцип можно изучать внутреннюю составляющую психики животных. Как проводить такой анализ будет показано в лекциях, посвященных происхождению и эволюции психического отражения у животных в процессе их филогенетического развития.