Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — Внешние причины поведения животных
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф.Скиннера
Внешние причины поведения животных
В этой лекции будут затронуты вопросы, связанные с ощущениями и восприятием у животных. Данная тема может быть рассмотрена с различных точек зрения.
Во-первых, ее можно рассматривать с точки зрения физиологии органов чувств животных. При этом подходе изучаются сенсорные возможности различных видов животных. Понятно, что каждое животное живет в своем собственном перцептивном мире, который может отличаться не только у представителей разных видов, но и у особей одного и того же вида. Одни организмы живут в основном в мире запахов, другие в мире тактильных ощущений, третьи в мире зрительных образов, четвертые используют сразу несколько модальностей для отражения внешнего мира. При этом надо сказать, что, с одной стороны, чем более высокоорганизованно животное, тем больше органов чувств развито у него. Если червяк живет в основном в мире тактильных ощущений, клещ в мире запахов, то млекопитающие и человек воспринимают мир через несколько органов чувств. С другой стороны, у низкоорганизованных животных при малом разнообразии органов чувств их возможности могут быть более широкими, чем у соответствующих органов чувств высокоорганизованных животных. Известно, например, что пчелы могут зрительно воспринимать ультрафиолетовое излучение, которое недоступно глазу человека, а органы обоняния самца тутового шелкопряда способны реагировать на одну молекулу вещества, выделяемого самкой. Образы восприятия человека сильно отличаются от образов восприятия животных. При этом, чем дальше мы спускаемся по эволюционной лестнице, тем более не понятен нам субъективный мир данного животного. Если интуитивно мы еще можем представить себе субъективные ощущения и восприятия человекообразной обезьяны, даже собаки или кошки, то субъективный мир лягушки, рыбы, а тем более червяка или инфузории-туфельки нам недоступен для понимания (а может быть у них вообще нет субъективной составляющей отражения внешней реальности). Интересно то, что мы, вероятно, никогда не сможем представить себе субъективные ощущения и дельфинов, которых по уровню развития психики ставят в один ряд с приматами. Это связано с тем, что они воспринимают внешнюю реальность в основном с помощью системы эхолокации, которой человек не обладает.
Второй подход к изучаемой теме, на котором мы остановимся более подробно, связан с психологией восприятия животных. Как воспринимают мир животные? Почему на разные внешние ситуации животные реагируют по-разному? Есть ли субъективная составляющая в реакциях животных на внешние стимулы? Что есть сходного и различного в восприятии внешнего мира у человека и животных? Вот перечень некоторых важных вопросов, на которые должна искать ответы зоопсихология. Не претендуя на полное освещение данной темы, мы попытаемся коснуться этих вопросов при обсуждении трех важных с нашей точки зрения проблем. Первая проблема связана с тем, как опознают внешние объекты животные, вторая с проблемой закономерностей реагирования животных на сигнальные раздражители, а третья — с хорошо разработанной в зоопсихологии и этологии проблемой отбора раздражителей как общей закономерностью отражения внешней реальности животными и человеком.