Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — Избирательное внимание
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф.Скиннера
Избирательное внимание
Этот отбор раздражителей также основан на предварительном обучении. Доказательство наличия избирательного внимания у животных дали американские зоопсихологи Сазерленд и Макинтош. Они провели следующий интересный эксперимент на лабораторных крысах. Группу крыс обучали различать два стимула — белый прямоугольник в горизонтальном положении и черный прямоугольник в вертикальном положении. В ходе эксперимента голодной крысе предъявляли два этих стимула. Если она подбегала к белому горизонтальному прямоугольнику, то она получала пищу, а если к черному вертикальному, то оставалась голодной. В конце концов, все крысы научились подбегать к нужному стимулу как только их помещали в эту ситуацию. Затем провели два теста. В первом тесте крысе предъявляли два стимула, которые отличались только по цвету, но были одинаковой ориентации — два горизонтальных прямоугольника, один из которых был белый, а второй черный. Во втором тесте два прямоугольника отличались только по ориентации, но оба были белыми. Результаты этих двух тестов были очень интересными. В ходе тестирования было выявлено три группы крыс. Крысы, которые в предварительном обучении связывали получение пищи только с цветом, правильно выполняли первый тест и терялись при выполнении второго. Крысы же, которые обращали внимание в предварительном обучении только на ориентацию, наоборот, правильно выполняли второй тест и неправильно первый. Третья группа крыс адекватно вела себя в обеих ситуациях. Сазерленд и Макинтош предположили, что крысы из последней группы в предварительном обучении обращали внимание сразу на два признака прямоугольников — на цвет и на ориентацию. Поэтому они смогли при изменении условий, когда стимулы отличались в каждом тесте только по одному признаку, правильно решить задачу в обоих ситуациях. Крысы из первых двух групп в предварительном обучении обращали внимание только на один признак прямоугольника — либо на цвет, либо на ориентацию. Данный изящный эксперимент вполне убедительно показал, что животные, так же как и человек, обладают феноменом избирательности внимания.
Избирательное внимание — это такой тип фильтрации стимулов, при котором все свойства стимульной ситуации хотя и регистрируются органами чувств животного, но управляют поведением только некоторые из них.
Фильтрация стимулов, связанная с возможностями сенсорного оснащения.
Данный вид отбора раздражителей связан с особенностями органов чувств животных. Например, человеческое ухо не реагирует на звуки, частота которых выше 20 КГц или ниже 20 Гц, а человеческий глаз отфильтровывает ультрафиолетовую часть светового спектра. Самцы древесной лягушки издают характерный звук “ко-кви”. Было установлено, что другие самцы из этого звука слышат только звук “ко”, который их отпугивает, а самки слышат звук “кви”, который их привлекает. Как выяснилось, это объясняется различием в устройстве слухового аппарата самок и самцов.
Наконец, интересен тот факт, что установленные психофизикой некоторые закономерности субъективного отражения человеком внешних стимулов обнаружились и в поведенческих экспериментах на животных. В частности на животных подтвердился известный психофизический закон Стивенса. Не вдаваясь в подробности, этот закон можно проиллюстрировать следующим примером. Согласно этому закону, для того чтобы субъективная оценка интенсивности света удвоилась, необходимо значительное увеличение физической интенсивности света, тогда как для удвоения субъективной оценки интенсивности удара электрическим током нужно лишь небольшое повышение его физической интенсивности. Другими словами, субъективное оценивание нарастания интенсивности разных по модальности стимулов различно у человека, и важно то, что такая же особенность восприятия внешних стимулов, вероятно, характерна и для животных, на которых проводились сходные эксперименты. Правда надо учесть, что методы психофизики в чистом виде не могут быть применены для изучения восприятия животных, так как они требуют субъективного отчета испытуемых, тогда как у животных субъективное оценивание определяется по их поведенческим и физиологическим реакциям на внешние раздражители.
Еще более интересны факты, связанные с воздействием звуковой гармонии на животных. Было показано, что определенные мелодии и отрывки классической музыки приводили к появлению у изученных животных вегетативных реакций, сходных с реакциями человека, которые у последнего, как правило, сопровождаются положительными эмоциями. Можно сделать смелое предположение, что, вероятно, появление у человека определенного субъективного состояния в ответ на воздействие на его орган слуха определенным образом организованных тонов имеет, если так можно сказать, “животную” основу. Это, вероятно, связано с особенностями восприятия животными звуковой картины мира, которая складывалась в процессе их биологической эволюции.
Из всего сказанного ясно, что истоки особенностей субъективного отражения человеком внешнего мира надо искать в мире животных. Хотя нельзя отрицать и того, что оно претерпело значительные изменения в ходе биологической и культурной эволюции человека.