Лекции по зоопсихологии. Часть 1 — Изучение поведения животных. Этологический подход
- Лекции по зоопсихологии. Часть 1
- Особенности изучения психики у животных
- что происходить во внутреннем мире животного организма?
- Изучение поведения животных. Этологический подход
- Непосредственные причины поведения
- Развитие поведения
- Эволюция поведения
- Функциональное значение поведение
- Антропоморфизм и механицизм
- Значение зоопсихологии для студентов-психологов
- Проблема происхождения психики
- Элементарная форма психики
- Проблема критерия чувствительности
- Психофизиологическая проблема
- Раздражимость как физиологическое явление
- Раздражимость как форма отражения
- Возникновение первичных ощущений
- Внешние причины поведения животных
- Проблема опознания животными внешних объектов
- Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
- Отбор раздражителей
- Избирательное внимание
- Память и научение у животных
- Сенсибилизация
- Привыкание
- Условно-рефлекторное научение
- Свойства условных рефлексов
- Инструментальное научение
- Теория оперантного научения Ф.Скиннера
Изучение поведения животных. Этологический подход
Голландский этолог Нико Тинберген создал полезную, получившую широкое признание схему, на основе которой можно строить анализ поведения животных. Изучение внешней активности животного какого-либо вида, с его точки зрения, должно обязательно начинаться с достаточно полного описания этой активности, которому предшествует, как правило, длительный период наблюдения. Почему это важно? Потому что только тогда, когда имеется ясное представление обо всем поведенческом репертуаре изучаемого вида, удается понять многие отдельные формы его поведения. Другими словами, этологи идут от целостного поведения к частным его проявлениям. Тогда как бихевиористы, в основном, шли от частного к целому, что часто приводило к определенным затруднениям. Например, супруги Бреланды, сначала приверженцы, а потом научные противники известного представителя бихевиоризма Ф.Скиннера, провели следующий показательный в этом плане эксперимент. Они попытались научить енотов опускать монеты в копилку, используя метод оперантного обусловливания, который был разработан Ф.Скиннером. Им это быстро удалось. Однако, по мере того как еноты научались опускать монеты, у них начали появляться неожиданные действия: они стали тереть монеты одну о другую и “макать” их в сосуд. Если бы Бреландам не были известны особенности поведения енотов в природе, они не смогли бы понять эти странные действия. Они распознали в этом “полосканье” — характерный для енотов стереотип поведения при сборе и поедании пищи. Если бы они не знали этой особенности поведения животных, они, вероятно, никогда бы не поняли, почему происходит такое странное отклонение от известной схемы научения.
На основании описания поведения происходит его классификация. Существует большое разнообразие форм поведения, среди которых можно выделить пищедобывательное, половое, родительское, исследовательское и т.д. Наблюдение за поведением животного и его описание является интересным занятием, но еще интереснее объяснять это поведение. Тинберген считал, что для более или менее полного объяснения того или иного поведения животного нужно ответить на четыре главных вопроса. Каковы непосредственные причины этого поведения? Как это поведение развивалось в онтогенезе? Как это поведение возникло в эволюционной истории изучаемого вида? Какое значение имеет данное поведение для животного? Рассмотрим более подробно эти вопросы.