Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 2
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 2
- Порядок и условия использования СМИ
- СМИ в избирательной кампании
- Разработка программы связей со СМИ
- Телевидение
- Интернет
- Политическая реклама в избирательной кампании
- Рекламная кампания
- Политическая реклама в печатных СМИ
- Политическая реклама на телевидении
- Политическая реклама на радио
- Информационные технологии в избирательной кампании
- Пресс-конференции
- Интервью
- Техника подготовки информационных сообщений (пресс-релизов)
- Техника подготовки листовок
Политическая реклама в избирательной кампании
Политическая реклама: понятие, виды, средства, методы, правила и требования
Известно, что политическая реклама активизируется непосредственно перед выборами, когда обостряется политическая борьба, когда на карту ставится политическое будущее страны или региона, когда возрастают шансы на достижение вершин власти политическими силами, когда ожесточается конкуренция между ними. Разработчики кампаний исходят из того, насколько умело организована кампания, насколько полно учтены все нюансы политического выбора, насколько правильно расставлены акценты в представлении кандидатов и их программ, от чего в решающей степени будет зависеть успех их клиента на выборах.
Политическая реклама, упрощая содержание программ, с которыми выступают партии и отдельные кандидаты, делает их простыми и доступными для потенциальных избирателей. Она, по существу, сводит содержание этих программ к простым альтернативам. В силу доступности реклама превращается в мощное средство ведения политической борьбы.
Политическая реклама формирует политические приоритеты в условиях, когда избиратель должен сделать свой выбор (один из нескольких возможных).
Политическая реклама — это распространение информации об определенном кандидате посредством реализации совокупности предвыборных акций (встречи с избирателями, кампания по наружной политической рекламе и т.д.), цель каждого из которых заключается в формировании необходимого образа (имиджа) кандидата в сознании избирателей.
Необходимо помнить, что подобно пропаганде, практически любой вид политической рекламы стремится вызвать некое коллективное действие (в случае с выборами — привлечь как можно больше голосов избирателей). В этом и состоит ее основное отличие от обычной рекламы, как правило, старающейся влиять и ориентированной на индивидуальное действие.
Виды политической рекламы
- Визуальная реклама (публикации в печатных СМИ, буклеты, уличные щиты, плакаты, листовки, календари, табло “бегущая строка”, аэростаты, письма, различные брелки, значки и др.).
- Аудиальная реклама (радиопередачи).
- Аудиовизуальная реклама (телевизионная и кинореклама).
Другие виды политической рекламы.
Помимо печатных и электронных СМИ, в целях проведения политической рекламы широко используют публичные выступления, организационные мероприятия кампании, наружную рекламу, полиграфическую рекламно-информационную и рекламно-сувенирную продукцию.
Традиционные формы непосредственного общения кандидата с избирателями — публичные выступления, встречи с населением, пресс-конференции, приемы — ставят целью привлечь симпатии избирателя к личности кандидата, убедить их в его высоких профессиональных и личностных качествах.
Специфические задачи, стоящие перед политической рекламой в период избирательной кампании:
- подбодрить команду кандидата, его активистов и сторонников;
- повысить чувство собственной значимости у кандидата. Майки, значки, бейсболки позволят облегчить процесс идентификации с кандидатом или партией;
- донести информацию до конкурентов и политических противников о том, что у кандидата и команды дела идут успешно, есть средства на рекламу, есть способные активисты, ее распространяющие.
Политическая реклама должна продавать не идею выборов, а конкретного кандидата.
Средства и методы политической рекламы.
По степени новизны их можно условно разделить на “новаторские” (в основном заимствованные из практики шоу-бизнеса) и “традиционные”.
Новаторские средства и методы политической рекламы:
- благотворительность;
- демонстрация;
- использование сети Интернет;
- конференция (съезд и т.п.);
- расследование (официальное, частное, журналистское);
- скандал;
- слухи;
- переговоры, дебаты;
- презентация;
- спонсорство (разовое, долговременное);
- телефон (доверия, справочный, для консультаций, “горячая линия”);
- ток-шоу;
- шоу.
Традиционные средства и методы политической рекламы:
- опросы (социологические, журналистские, анонимные, опережающие);
- встреча;
- поездка (агитационная, в состав делегации);
- пикет;
- письмо (открытое, с благодарностью, поздравление с праздником);
- использование средств массовой информации;
- комментарий, карикатура или их цикл, обращение, опровержение (в СМИ);
- кампания “от двери к двери”;
- контрпропаганда и компрометирующие материалы (утечка информации: намеренная либо ненамеренная и т.п.);
- фильм (видеоролик);
- средства наглядной агитации (плакаты, наклейки, флажки, рекламные щиты);
- прямая почтовая рассылка.
Основные правила политической рекламы:
- чтобы привить желаемую точку зрения или установку, необходимо привлечь к ней внимание;
- объект, на который желательно обратить интерес, должен быть преподнесен в благоприятном и привлекательном свете (как, например, в рекламе);
- образы, используемые для влияния на людей, должны быть простыми и “отточенными”;
- необходимо постоянное повторение лозунгов (слоганов), призывов или представляемых образов;
- лучше всего не вступать в спор с оппонентами вовсе, а просто твердить одно и то же, снова и снова.
Основные требования к рекламе в избирательной компании:
1. любая рекламная продукция должна способствовать раскрытию главной, стратегической идеи избирательной кампании;
2. реклама должна привлекать к себе внимание, чтобы человек задерживал свой взгляд на ней;
3. реклама должна быть информативной и мобилизующей;
4. рекламный образ должен запоминаться, вызывать нужные ассоциации.
Негативная политическая реклама
Негативная реклама представляет собой весьма поучительный феномен. С одной стороны, все знают об эффекте бумеранга, то есть о тех последствиях для кандидата, которые возникают в результате его нападений на оппонента, с другой стороны, а она является неотъемлемым атрибутом каждой избирательной кампании.
В основе негативной рекламы, как правило, заложена несложная схема: создание или вызов из памяти страха — увязывание его с оппонентом — указание на освободителя от страха. При возникновении страха усиливается внимание, подавляются более сложные формы поведения и анализ ситуации, творческое мышление практически исчезает, простое поведение доминирует. Таким образом, формируются настроения и суждения, нужные для создателей рекламы.
Главным принципом в негативной рекламе является принцип контраста. Все ценности человечества в избирательной кампании увязываются с кандидатом, а угроза им — с именем оппонента. Поэтому в основе негативной рекламы находятся два основных вида контраста: контраст самих кандидатов и контраст ценностей, декларируемых и тех, которых оппонент реально придерживается в своей жизни.