Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 2

Пресс-конференции

Пресс-конференции — удобный способ представить кандидата “четвертой власти”. Их широко используют в тех случаях, когда пред­ставители СМИ настроены благожелательно по отношению к кандидату. И наоборот, кандидат стремится избегать пресс-конференций, если считает, что представители прессы симпатизи­руют (явно или тайно) его оппоненту.

Пресс-конференции необходимо использовать для главных заявлений кандидата и готовить их заранее в соответствии со стратегией и планом избирательной кампании. В то же время важно не злоупотреблять пресс-конференциями и созывать их только тогда, когда кандидату есть что сказать.

Подготовка пресс-конференции предусматривает согласование ряда организационно-технических и творческих вопросов, а именно:

1. Определение тематики и состава участников пресс-конференции.

2. Определение дня и точного времени проведения встречи с журналистами с учетом существующего графика выпуска в свет большинства газет.

3. Определение круга СМИ, приглашенных на конференцию.

4. Рассылка приглашений на пресс-конференцию. Чаще всего приглашения высылаются по факсу. Если необходимо срочно оповестить представителей печати о пресс-конференции, можно обзвонить редакторов отделов новостей персонально.

5. Составление плана и структуры пресс-конференции, включающих последовательность ряда событий.

6. Подготовка ведущего.

Основные этапы подготовки пресс-конференции:

1. Репетиция участников. Во время репетиции проверяется готовность средств связи, выбирается режим освещения площадки, интерьер (со столом президиума), ракурсы съемок, микрофоны в зале и прочее. Очень важно также прорепетировать вопросы и ответы, что можно осуществить с помощью привлечения статистов.

2. Подготовка выступлений. Они могут быть просто зачитаны, выучены наизусть или произнесены в импровизированной форме. Характер этих выступлений, их структура зависят от целей пресс-конференции. Общественно-политическая проблематика требует развернутого заявления с обоснованием позиции, сообщением новой информации, подробностей и деталей.

3. Подготовка информационного пакета документов (пресс-кита), подбор их в папки. В пакет документов входят пресс-релизы, тематические обзоры печати по теме пресс-конференций, справочные материалы, официальные документы, относящиеся к теме встречи, комментарии экспертов. Тексты выступлений (заранее отпечатанные) размещают на специальном столике или на информационном стенде. Их также включают в информационный пакет документов. Пакет документов (пресс-кит) вручается журналистам в зале пресс-конференции, а также рассылается по редакциям аккредитованных журналистов, не сумевших прийти на встречу с устроителями пресс-конференции.

4. Подготовка для всех сотрудников, задействованных на пресс-конференции, значков с именами (об этой немаловажной детали часто забывают).

Пресс-конференцию ведет пресс-секретарь или ответственный за это мероприятие сотрудник.

Пресс-секретарь — ключевая фигура пресс-службы или пресс-центра. Основные моменты его деятельности включают: регулярность контакта с журналистами об информировании общественности о целях и содержании деятельности организации или фирмы; комментарий решений, действий руководства, толкование смысла решений и действий также относятся к сфере деятельности пресс-секретаря. Пресс-секретарь должен вначале представить участников и, когда все они выскажутся, предложить журналистам задавать вопросы. Пресс-секретарь должен следить за тем, чтобы не было “гнетущей” тишины, если возникнет заминка в разговоре, заполнить паузу. Все заявления пресс-секретаря должны носить объективный, достоверный характер и быть информационно достаточными.

Сценарий пресс-конференции

Сценарий пресс-конференции должен содержать перечисление всех событий будущей встречи с указанием исполнителей и времени (вплоть до минут), отводимого на каждую из частей единого мероприятия.

1. Открытие (представление хозяев (устроителей) пресс-конференции).

2. Вступительное слово ведущего (пресс-секретаря). Объявление темы пресс-конференции и представление каждого из тех, кто устраивает данную встречу с журналистами (поименное знакомство, с указанием должности, титула, звания и пр.), а также оглашение ведущим пресс-конференции регламента работы, за соблюдением которого в дальнейшем он и следит.

3. Выступление участников (информационные сообщения). Выступления участников должны быть информационно емкими, лаконичными и краткими, особенно если предполагается, что будет много вопросов. Выступления могут сопровождаться показом слайдов.

4. Вопросы и ответы.

5. Закрытие.

6. Неофициальная часть, включающая просмотр слайдов, видеороликов и т.п. По окончании официальной части принято угощать журналистов. И хотя на первый взгляд фуршет представляется не столь важной частью встречи, это далеко не так. Подобного рода неформальные встречи имеют большой содержательный смысл и играют важную роль. Объясняется это прежде всего тем, что именно здесь открываются огромные возможности для установления основанных на взаимном доверии деловых контактов, открываются новые источники обмена информации и услуг как со стороны журналистов, так и со стороны представителей деловых кругов, отдельных общественных, коммерческих и государственных структур.

На пресс-конференции должно выступать не более трех человек, не считая пресс-секретаря. Каждый из них должен объяснять только свой, заранее определенный круг вопросов, чтобы не допустить повторов. Желательно прописать в тезисной форме кто и что будет говорить и в каком порядке, чтобы выстроилась логическая цепочка. А также заранее прописать ответы на предполагающиеся каверзные вопросы, обдумать, как можно обойти “острые углы”.

Что необходимо приготовить для пресс-конференции:

раздаточный материал — это дополнительная информация, статистические данные, цитаты.

таблички с именами и названиями должностей выступающих.

за столом для регистрации должен сидеть человек, который встречает всех журналистов, вручает им весь раздаточный материал и записывает все сведения.

бланк для регистрации журналистов должен содержать графы: наименование СМИ, ФИО и контактный телефон пришедшего журналиста, время выхода материала.

По окончании пресс-конференции можно еще раз напомнить свои контактные телефоны, так как у СМИ могут возникнуть вопросы.

Нужно помнить, что общая продолжительность пресс-конференции не должна превышать 30 — 50 минут.

Для успешного выступления на пресс-конференции можно придерживаться следующих правил:

1. Соберитесь (прежде, чем говорить, ответьте на 4 вопроса — кому вы будете говорить, что говорить, где и когда).

2. Держитесь темы (какова ваша главная идея, что вы хотите доказать).

3. Будьте логичны (держите в голове какую-то логику, не перебегайте с темы на тему).

4. Запишите (перед вами на всякий случай должен быть текст).

5. Говорите, а не читайте (потренируйтесь в говорении, поскольку чтение говорит о неподготовленности).

6. Предполагайте возражения (следует заранее подумать и учесть возможную критику сказанного).

7. Будьте понятны (говорите конкретно и ясно, чтобы люди могли вас понять).

8. Разумно используйте графику (она должна только поддерживать, а не заслонять собой выступление).

9. Будьте убедительны (следует быть живым, интересным, чтобы доказать значимость произносимого для собравшихся).

10. Вовремя остановитесь.

Чего нужно избегать при подготовке пресс-конференции:

- Не планируйте проведение слишком большого количества пресс-конференций для выборов местного уровня (если, конечно, кандидат и сотрудника кампании не хотят оказаться в одиночестве на месте проведения пресс-конференции).

- Не назначайте пресс-конференцию или фотографирование кандидата незадолго до истечения срока подачи материала в важные СМИ.

- Не назначайте не очень значимые пресс-конференции на потенциально загруженные новостями дни. Пресса скорее всего не будет присутствовать на вашем мероприятии.

Брифинг

Брифинг — короткое оперативное выступление перед прессой по свежим следам важных событий. Это мероприятие не может быть более 20-30 минут. Вся разница между пресс-конференцией и брифингом заключается во временных отрезках, которые на них отводятся. Такой короткий временной отрезок предполагает, что ведущий брифинга может держать ситуацию в руках. 10 минут, как правило, отводится выступающему, 10-20 минут на блиц-ответы на вопросы журналистов. Более того, брифинг можно провести стоя, не рассаживая журналистов и выступающих за столы.

“Круглый стол”

“Круглый стол” — обмен мнениями по актуальным проблемам. Участие в “круглом столе” кандидата в период избирательной кампании и освещение этого мероприятия в СМИ способно расширить известность кандидата.

“Круглый стол” предполагает:

активное обсуждение и равенство всех участников;

обмен мнениями, свободную дискуссию, вне зависимости от занимаемой позиции участников.

Тема и обсуждаемые вопросы планируются и объявляются заранее, участников знакомят с ними до начала заседания. Это дает возможность участникам подготовить аргументы, материалы для демонстрации, цифры, факты. Число участников может составлять 6 — 14 человек. Работу “стола” организует ведущий (модератор).

Порядок проведения “круглого стола”

1.Вступительное слово ведущего (объявление темы и вопросов “круглого стола”).

2.Выступления участников (обсуждение вопросов).

3.Подведение итогов.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 2