История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей.
Учителю, прежде всего, должна быть присуща — любовь к своему делу. Это качество побуждает наставника искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения».
Трудолюбие — также является важнейшим качеством учителя, так как собственная образованность, широта знаний и опыт учителя достигаются величайшим личным трудом, которым педагог занят всю жизнь.
Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, по мнению Коменского, педагогу следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Он советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей угощать за прилежание яблоками и орехами. Педагог, считал Коменский, не имеет право использовать телесные наказания по отношению к детям. «Я решительно стою за то, — писал чешский педагог, — что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не должны иметь места в школах и должны быть изгнаны из них». Однако, категорически отвергая использование телесных наказаний за неуспеваемость, Коменский считал необходимым применять их в случае богохульства и строптивости.
В воспитании у детей человечности очень важны личный пример учителя и его религиозность, которым дети стараются подражать, подчеркивал Коменский. Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являться образцовым примером и «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Дурной пример педагога очень вреден, считал Коменский, ибо «редко обманывает поговорка: «Каков поп, таков и приход». Учитель постоянно должен, по мнению Коменского, заботиться о том, чтобы быть для учеников образцом простоты в пище и одежде, примером бодрости и трудолюбия в деятельности, скромности и благонравия в поведении, благоразумия и умеренности в частной и общественной жизни. Только такой учитель составляет гордость школы и ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность.
Я.А. Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. С его именем связано привнесение в педагогическую мысль кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Им была намечена стройная система всеобщего образования и общенациональной школы. Он поставил вопросы о плановости школы, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе, выдвинул глубокие, прогрессивные дидактические идеи, принципы и правила организации учебной работы.
Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое воплощение. Обстоятельства сложились так, что о Коменском — ученом, философе, при жизни признанном «наставнике мира», забыли вплоть до конца XIX в., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Почти на двести лет мир забыл Коменского, как забыл и его могилу, а его сочинения, разрозненные и рассеянные по всему свету многие годы подвергались оскорбительным нападкам.