История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
Таким образом, традиционные «семь свободных искусств» и мораль составляли программу латинской школы. Каждый из шести классов имел свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений и был новатором для своего времени.
Самые одаренные из выпускников латинской школы, считал Коменский, должны продолжать свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.
Я.А. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма и мастерской трудолюбия. Основное назначение школы, по Коменскому, состоит в том, чтобы распространять всеобщую мудрость, совершенствовать молодежь нравственно и обучать всему, что нужно в настоящей и будущей жизни. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы», — писал великий чешский педагог.
Новое решение предложил Коменский и в плане организации обучения. На протяжении многих веков, в школах было распространено индивидуальное обучение, учащиеся приходили учиться в разное время года, и оставались в школе столько времени, сколько хотели. Чешский педагог внедрил иную форму организации всеобщего обучения — классно-урочную систему, которая практически не претерпела никаких изменений на протяжении последних столетий и успешно функционирует в современных условиях.
Великий педагог своего времени, он установил понятие школьного года, с его делением на учебные четверти, проведение занятий в точно определенное время по расписанию, ввел каникулы, определил организацию учебного дня ученика (предложил проводить занятия ежедневно по 4-6 часов, с перерывами для отдыха), настаивал на неизменном составе учащихся в классе одного возраста, дал конкретные методические указания по планированию и проведению урока, уделяя часть времени учету знаний учащихся путем опроса, часть — объяснению нового материала и упражнениям. Он указывал, что каждый урок должен иметь свою тему и задачу, а учителю необходимо внимательно следить за дисциплиной и тем, чтобы все учащиеся в классе активно принимали участие в занятиях.
Коменский рекомендовал заниматься только в школе, так как считал, что именно здесь следует добиваться успехов в науке. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям» — писал великий педагог.
Одним из важнейших звеньев дидактики Я.А. Коменского являются разработанные им дидактические принципы, то есть те положения общего характера, на которые опираются преподавание и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов.
Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения положил чувственный опыт и теоретически обосновал принцип наглядности. Наглядность применялась и до Коменского, но научное ее теоретическое обоснование впервые дал Коменский. Наглядность предполагала, по Коменскому, усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, благодаря чувственному восприятию. Это принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанием — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».