История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)

Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира, а вырастают из осмысления своего опыта. Таким образом, Локк здесь становится на позиции материалистического сенсуализма.

Эти идеи английского философа выражают новый в его эпоху взгляд на человека и его воспитание. В интерпретации Локка основной тезис картезианства «я мыслю — следовательно, существую» звучал так: «я чувствую — следовательно, существую».

Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей. «Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные особенности ребенка, — писал он, — сделать веселого человека задумчивым, а меланхолика веселым человеком».

Следуя за Аристотелем и мыслителями Возрождения, он высоко оценивал наследственный потенциал человеческой природы, данный людям от рождения и подлежащий обязательному развитию надлежащими средствами. «Мы рождаемся, — отмечал Локк, — на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение искусства в чем-либо и вести нас к совершенству».

Но здесь нужно отметить, что он никогда не считал воспитание способным изменить мир, как, например, французские просветители XVIII века. Существующий строй Локк считал, вполне рациональным и необходимо было лишь укреплять его, дав разумное воспитание добродетельному буржуа.

Окружающая среда, по мнению Локка, также влияет на развитие человека, она должна быть неизменна, поэтому выход из определенной среды в другую крайне нежелателен, а порой и вреден. Так, люди из народа, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер и наоборот, состоятельный и образованный буржуа будет испытывать дискомфорт в обществе грубого фермера.

Таким образом, не отрицая в принципе влияния наследственности и среды, Локк считает решающим фактором в становлении ребенка Воспитание, которое преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Первые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, по его мнению, активно.

Эта установка закономерно приводила английского педагога к признанию почти неограниченного всесилия воспитания как фактора развития человека. По его мнению, девять десятых людей становятся теми, что они есть, благодаря воспитанию, которое и создает различия между людьми.

На отрицании моральных врожденных идей основывается этика Локка. Философ считал, что человек рождается ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни, и не существует врожденной порочности человека — основного постулата, насаждаемого церковью в эпоху средневековья.

По мнению Локка, нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания, и основным их критерием является полезность. Счастье или несчастье человека является делом его собственных рук, и происходит от того, чего человек предпочитает придерживаться в жизни — добра или зла, считал философ. В «Опыте о человеческом разуме» Дж. Локк так определяет добро и зло. «Добром» мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а «злом» — то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)