История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) — один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века. Это был человек, который не только при жизни, но и столетия спустя, вызывает неоднозначное отношение к себе и своим работам. Его объявляли бунтарем и смутьяном, ниспровергателем устоев общества, и в то же время, его считали великим гуманистом, педагогом и титаном мысли.
В свое время Руссо считали самым знаменитым писателем Франции, а его произведения многократно переиздавались и переводились на многие языки. В то же время, роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес автору мировую известность, был сожжен на одной из площадей Парижа и внесен в список запрещенных книг, а его автор был вынужден бежать за границу.
Произведения Руссо глубоко взволновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции. В России Екатерина II запретила распространение книг Руссо. Особенно невзлюбила императрица роман «Эмиль, или О воспитании», увидев в нем призыв к свержению самодержавия. «Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время», — высказала она свое мнение, и на долгие годы ввоз романа в Россию был запрещен.
Жан Жак Руссо родился в Женеве (Швейцария) в семье часовщика. Рано оставшись без матери, его отец мало занимался его воспитанием и обучением. Поведение Руссо в юности не отличалось добродетелями, он неоднократно был уличен в мелком воровстве и мошенничестве. Однако впоследствии Руссо много занимался самообразованием, увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.
В 13 лет Руссо отдали в подмастерья, но, оказавшись неспособным учеником, он решил покинуть мастерскую навсегда. С 1728 г. начинается долгий период скитаний и путешествий юного Руссо по Франции, Швейцарии, Италии. Эти путешествия многое определили в судьбе писателя. Роскошь и великолепие, с одной стоны, соседствовали с бедностью, убогостью и нуждой, с другой стороны. Увиденное, стало первым источником его общественно-политических идей.
Не получив в детские годы систематического образования, пользуясь покровительством настоятельницы монастыря в Аннеси, Руссо на протяжении десяти лет постигал те знания, которых ему не хватало. Занимаясь самообразованием, Руссо изучал астрономию, химию, ботанику, физику, увлекся философией, историей и географией. В результате самообразования, Руссо сформировался как оригинальный, глубокий мыслитель и писатель, а своих собеседников поражал начитанностью и образованностью. Таким образом, самообразование — это второй университет Ж.Ж. Руссо.
В начале 40-х гг. XVIII века Руссо впервые попадает в Париж. Благодаря рекомендательным письмам влиятельных покровителей, Руссо посещает модные парижские салоны, где еще раз убеждается в «гнилости» и «паразитичности» высшего парижского общества.
Опыт общения с публикой высшего света и его нравы подтолкнули Руссо к идеям о происхождении неравенства и социальных и природных условиях становления человека. Свои мысли о происхождении и сущности государства, суверенитете народа, неравенстве им были представлены в работах «Рассуждение о происхождении неравенства между людьми» (1754) и «Общественный договор» (1762), которые впоследствии принесли ему всемирную известность.
В своих работах Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. Развивая идеи Локка о договорной теории государства, Руссо утверждал, что люди изначально были равны и свободны между собой, а затем, в целях сохранения своей собственности, были вынуждены отказаться от своих естественных прав на свободу, и передали функции управления и контроля выбранным ими правителям. Тирания и эксплуатация народа незаконны, так как они нарушают первоначальный общественный договор, заключенный между свободными гражданами и властями.
Во французской столице Ж.Ж. Руссо знакомиться с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями — публицистами и философами. Руссо сдружился с авторами «Энциклопедии» Д. Дидро, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, К. Гельвецием, которые были критически настроены к существующим порядкам. По просьбе Д. Дидро Руссо пишет для «Энциклопедии» статьи, посвященные музыке и политической экономии.
В томах «Энциклопедии» выражалась новая идеология, противопоставленная существующему порядку в обществе, его морали и догмам. В идеологической подготовке французской революции она сыграла огромную роль.