История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
К следующему периоду от 12 до 15 лет (отроческому возрасту) Эмиль физически окреп, самостоятелен в действиях, узнал окружающий мир через свои органы чувств и вполне созрел для умственного и трудового воспитания. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что Эмиль не выучивает науку, а открывает ее сам. Руссо считал, что словесные уроки, извлеченные из собственного опыта, будут значимы и полезны для учеников. Дело образования должно быть поставлено так, чтобы ребенок не догадывался, что получает уроки, а задача педагога не давать детям готовые истины, а заставлять находить их самостоятельно.
Вот один из наглядных примеров того, как Руссо решал задачу зарождения желания к изучению науки астрономии и вызов интереса к ней. Рассуждая на тему ориентации в пространстве и движения Солнца, Эмиль выражал полное равнодушие и нежелание продолжать беседу. На следующий день воспитатель и его ученик решили совершить до завтрака прогулку в лес и заблудились. Изнемогая от жары, усталые и голодные они все дальше и дальше уходят в лес. Присев отдохнуть, воспитатель «наводит» Эмиля на ответ как искать путь домой по Солнцу и тени, напоминает о том, что все это обсуждалось вчера, но безуспешно. Теперь интерес к астрономии возбужден, а путь домой найден самостоятельно. В результате таких занятий Эмиль пользуется своим разумом, а приобретенные им познания являются не навязанными извне, а лично приобретенными.
Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Поэтому большинство занятий Эмиля проводится на лоне природы. Основными предметами являются география, астрономия и природоведение.
Важной стороной жизни главного героя Руссо являются занятия трудом. Труд, по утверждению Руссо, неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Ручной труд, ремесла и земледелие приближает человека, по мнению Руссо, к его естественному состоянию. Поэтому Эмиль изучает столярное ремесло и знакомится с рядом других ремесел. К юношескому возрасту Эмиль проникнут уважением к человеку труда, живет жизнью ремесленника, воздержен и терпелив.
Наконец, в период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) наступает четвертый период в жизни Эмиля — формирование его нравственного облика (период «бурь и страстей»). В эти годы Эмиль возвращается в общество и знакомится с его нравами и порядками. Руссо выдвигает три главные задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Реальные картины добра призваны воспитать у Эмиля добрые чувства, изучение истории и биографий великих людей воспитывают добрые суждения, совершение добрых дел формируют добрую волю.
Важным этапом в образовании Эмиля является его религиозное воспитание. Постепенно и естественно приходит Эмиль к мысли о творце мира. В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев отцов церкви и расправу над книгой. Лишь позже, став вполне взрослым, человек волен выбирать вероисповедание, считал Руссо.
В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое воспитание. Когда у повзрослевшего Эмиля возникнут вопросы о половой жизни, Руссо рекомнндует отвечать на них серьезно, просто, без замешательства и обмана.
Так заканчивается и этот период жизни Эмиля, теперь ему нужна подруга и жена. Ей посвящена последняя книга романа, названная «Софи, или Женщина». Женой Эмиля, по мнению Руссо, должна стать девушка скромная, без серьезных умственных занятий, воспитанная для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Софи не должна иметь самостоятельных суждений и обязана во всем подчиняться воле своего мужа. Женщина, по Руссо, должна получить иное воспитание, нежели мужчина, ей достаточно азов грамотности, пения, игры на клавикордах и танцев. Она должна уметь шить, хорошо готовить и вести счета.
Эмиль собирается жениться, но воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только вернувшись Эмиль получает разрешение на брак и поселяется в с Софи в сельской местности, так как только вдали от городского шума можно совершить намеченные благодеяния.