История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)

В дружбе и вражде с деятелями французского Просвещения и протекала в дальнейшем значительная часть жизни Ж.Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической прграмме Просвещения.

Переломным для Ж.Ж. Руссо оказался 1749 год. Однажды Руссо прочитал опубликованное в журнале объявление Дижонской академии о конкурсе на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» и в тот же день принялся за работу, так заинтересовала его тема. Опубликованный трактат получил первую премию Дижонской академии и вызвал горячую полемику в обществе. В авторе трактата Европа увидела сильного и неординарного философа и педагога.

На поставленный в работе вопрос Руссо отвечает отрицательно. Он считает, что человечество понесло невосполнимый ущерб, уйдя от своего «естественного состояния». В этом произведении Руссо резко выступил против современной ему культуры, социальной несправедливости, давая понять, что прогресс человечества он видит в воспитании, которое будет проходить в гармонии с природной сущностью ребенка. Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом.

Власть и богатство создали неравенство в обществе, поэтому, заявлял Руссо, власть должна принадлежать народу, а собственность крупных дворян-феодалов должна быть уничтожена. Идеальное общество, по Руссо, строиться на мелкобуржуазной собственности, труде каждого и свободе, ибо тот человек, который ценит свою свободу, научиться, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.

Творческий взлет Ж.Ж. Руссо пришелся на 1756 — 1762 гг. Он жил в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов и тратя небольшое наследство, оставшееся ему после смерти отца. Свою личную жизнь Руссо связал с молодой белошвейкой Терезой Левассер, ставшей ему подругой, а затем и женой на всю жизнь. В этот период им написаны произведения «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Общественном договор» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Письма о морали» (1758) и другие произведения, сделавшие автора знаменитым не только во Франции, но и далеко за ее пределами.

Одним из самых любимых произведений автора, своеобразным прологом к его главному педагогическому труду — «Эмилю», стал роман «Новая Элоиза», написанный в 1758 г., а опубликованный в 1761 г. Это художественное произведение пользовалось огромной популярностью и было переведено, в том числе, и на русский язык. Сентиментальная история о средневековых влюбленных, которые вынуждены жить в разлуке, из-за общественных предрассудков общественного уклада, пронизана мыслями о воспитании на началах гуманизма и бережного отношения к природе человека.

В 1762 г. Руссо опубликовал свой главный педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором подверг жесткой критике существовавшую практику организованного воспитания, показал кастовость и ограниченность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионе, будучи оторванным от родителей.

Выход романа в свет произвел на власти и церковь эффект разорвавшейся бомбы. Произведение сразу же было запрещено церковью, а весь тираж публикации был конфискован и сожжен публично. Против Руссо было возбуждено судебное дело, вскоре, после чего он был вынужден скрываться и бежать за границу. Власти увидели в романе Руссо прямые нападки на аристократию и церковь, а недавние друзья Вольтер и Гельвеций также не поняли своего единомышленника.

Но в то же время, многие передовые мыслители Европы — И. Кант, Д. Юм, приветствовали выход романа, так как понимали, что благодаря «Эмилю» во Франции и за ее пределами после прочтения романа возникнет огромный интерес к проблемам воспитания и желание воплотить его идеи на практике.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)