Страница 11 из 25
Система школ, сложившаяся на Западе в середине XVI в., просуществовала без особых изменений более двух столетий. Гимназии в Германии, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии, несмотря на имеющиеся различия в программах, ориентировались на изучение древних языков и классических античных текстов. Латынь оставалась языком католической церкви, протестантского богословия, права, медицины науки. Эти школы готовили чиновников — верных служителей феодально-бюрократических режимов континентальной Европы. В них царили авторитарная дисциплина и зубрежка.
Лишь со второй половины XIX века значение Коменского стало все более признаваться прогрессивными славянскими и российскими педагогами, а его педагогическая теория стала результатом национально-освободительного движения против феодализма во многих странах Европы.
Коменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полной мере осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая система Я.А. Коменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с Просвещением.
Основные работы
«Открытая дверь к языкам» — 1631
«Материнская школа» — 1657 (написана в 1628 г.)
«Великая дидактика» — 1657 (написана в 1632 г.)
«Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» — 1658
<< Читать далее>>