История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
В 1767 г., после пяти лет изгнания, больной и разбитый морально Руссо возвращается на родину во Францию, где живет под чужим именем. Здесь он завершает свои последние труды «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где снова возвращается к вопросам воспитания и народовластия. Скончался Ж.Ж Руссо, тяжело болея, в нищете и одиночестве в 1778 г., но идеи, оставленные им, были восприняты другими педагогами-энтузиастами и развиты в своих концепциях воспитания и обучения.
«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», — писал русский историк и писатель Н.М. Карамзин.
Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» посвящен изложению взглядов Руссо на воспитание как разумный способ изменить общественное переустройство. В романе два главных героя — Эмиль, молодой человек (от рождения до 25 лет) из знатной семьи и его воспитатель, заменяющий ему родителей. В результате полученного воспитания Эмиль должен стать свободомыслящим мелким буржуа, живущим собственным трудом.
В современном Руссо обществе бытовало мнение, что воспитание и обучение должно переделать ребенка, укротить его дикую природу и подготовить занять определенное место в жизни, согласно положению родителей: быть военным, адвокатом, служителем церкви. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. …Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа — не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду», — писал французский педагог.
Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, на лоне природы, с собственными естественными интересами и руководствующуюся в жизни собственными природными способностями.
Цель воспитания по Руссо — сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности. «Выходя из моих рук, — писал Руссо, — он (воспитанник. — авторы) не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком». Нужно научить ребенка, полагал Руссо, выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях.
Идеальным для человека Руссо считал его естественное и неиспорченное воспитанием состояние, сохранить которое поможет — естественное воспитание (развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, на лоне природы). Существовавшая в его времена система воспитания лишь портила совершенную природу человека, утверждал Руссо. Человек по натуре добр, но общество портит и развращает его. Он писал: «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным».
В задачи воспитания Ж.Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств, как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая, которая нуждается в постоянных упражнениях, начиная с раннего детства.
Главным условием реализации естественного воспитания и первым естественным правом человека, по мнению Руссо, является свобода. Опираясь на это положение, он выступал против феодальных порядков в школе, засилия схоластики, зубрежки и суровых телесных наказаний, подавляющих личность.