История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
Для проверки изученного материала Коменский рекомендует учителю проводить в конце четверти и учебного года публичные испытания, на которых в форме соревнования определялись бы наиболее способные ученики.
В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. На каждой возрастной ступени Коменским вводятся определенные этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых — одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе.
В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский выделил «кардинальные добродетели» нравственного воспитания, выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона и Аристотеля. Это мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
Кроме этих добродетелей Коменский рекомендовал развивать в детях скромность, послушание, благожелательность, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к родителям, трудолюбие.
«Инструментами» (средствами) нравственного воспитания Коменский называл: наставления и беседы с детьми, личный пример родителей и близких людей, организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, борьба с ленью и недисциплинированностью, выработка положительный привычек.
Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника, Коменский считал — священное писание и размышления великих людей. В его педагогической концепции за человеком всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время, великий гуманист настаивал, что воспитание призвано, максимально помочь человеку определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех пороков к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».
В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», у Коменского доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь. Главным, считал Коменский, необходимо создать в школе атмосферу «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости духа и внимания учащихся», «любви и радостной бодрости». Тогда не требуется что-либо делать против воли, по принуждению, знания давались бы все самостоятельно и добровольно, а ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает, … и сами к тому же стремились».