История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)

Джон Локк разработал программу «воспитания джентльмена». В XVII в. объективный ход европейской истории поставил на повестку дня вопрос о создании такой педагогической системы, которая, будучи проникнута духом практицизма и рационализма, обеспечивала бы представителям имущих классов возможность таким образом воспитывать и обучать детей, чтобы они, получая прочную нравственную закалку, становились образованными и деловыми людьми.

Эту задачу, весьма небезуспешно, и попытался решить Локк в самой развитой буржуазной стране того времени — в Англии. Его идеи, нашедшие широкий отклик и в континентальной Европе, во многом определи лицо собственно британской педагогической традиции. Английский философ создал «практическую педагогику», опираясь на эмпирическое знание. В качестве домашнего воспитателя внука лорда Шефтсбери он вел каждодневные наблюдения и записи о развитии мальчика, об условиях, благоприятствовавших развитию, о педагогических средствах и их эффективности. Его книга «Мысли о воспитании» (1693) стала основным руководством для гувернеров.

Анализируя британскую педагогическую традицию в середине XIX столетия, К.Д. Ушинский выделял в английском воспитании такие черты, которые, несомненно, восходят к концепции Локка: «Главное в английском воспитании, — писал великий русский педагог, — это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена. На образование и укрепление характера обращено главное внимание английского воспитания… Английское воспитание так увлеклось полезным в развитии детского характера, что часто пренебрегает тем, что в нем есть прекрасного».

Рацоналистический подход Локка к решению педагогических проблем позволил сформулировать задачу воспитания как воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, дворянина по происхождению, с качествами буржуазного дельца и утонченными манерами.

Воспитание, считал Локк, способно сформировать особую «породу» людей — джентльменов. Целью воспитания является достижение человеком счастья, основывающегося на добродетели. «Добродетель в прямом смысле является высокой и труднодостижимой целью воспитания. Всякие другие цели и достижения должны отступать перед нею на задний план», — писал Локк. По мнению Локка, воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим.

Так Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Однако поскольку педагог имеет дело с реальными воспитанниками и каждый из них более склонен к тем или иным индивидуальным особенностям, то требовалось определить и частные задачи воспитания, к которым Локк относил: воспитание физическое, воспитание нравственное и воспитание умственное.

Первой задачей педагога, Локк считал, достижение крепкого физического здоровья воспитанника. Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. «В здоровом теле — здоровый дух», подчеркивал Локк. Тот, у кого нездоровое и слабое тело, никогда не сможет быть счастлив, настаивал английский педагог.

Заботиться о здоровье ребенка необходимо с раннего детства. В первую очередь нужно закаливать ребенка: приучать его не бояться холода, обмывать ноги ледяной водой, ходить в непогоду в простых ботинках, не смотря на то, что обувь может промокнуть. Пища воспитанника должна быть простой, без излишеств сладкого и пряного, одежда скромной, постель жесткой. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка.

Физическое здоровье также, по мнению Локка, должно поддерживаться спортивными занятиями и упражнениями, прогулками на свежем воздухе в любую погоду. Локк считал, что хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости, а настоящий джентльмен должен в любое время быть готовым стать защитником своей собственности.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)