История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
3. XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического.
Одним из блестящих деятелей эпохи Просвещения стоит английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 — 1704), сыгравший заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он жил в эпоху английской буржуазной революции и перехода к индустриальному типу производства.
Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. Получив среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он продолжает свое образование в Оксфордском университете. Обучаясь в университете, Дж. Локк изучал труды выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона и др. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы.
В 1667 г. Локк знакомится с либеральным политическим деятелем лордом Шефтсбери, который выступал против короля. Став домашним врачом и воспитателем его внука, Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя. В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». После революции 1688 г. Локк возвращается в Англию, продолжает философствовать и занимает почетное место в буржуазном обществе того времени. Убежденный в том, что философствовать — это, значит, выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор.
Как бывший учитель риторики и превосходный педагог Дж. Локк умел писать и говорить ясно, красиво и убедительно. Он с одинаковой легкостью писал на латинском, греческом, английском языках. Как политик он оставил целостную концепцию буржуазного государственного устройства, став родоначальником теории либерализма.
В своих философских трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он был сторонником договорной теории происхождения государства и теории естественного права. Философ рассуждал о том, что все люди изначально жили свободно и были равными, это соответствовало их естественному состоянию. Свои естественные права люди добровольно передали правителям для того, чтобы они защищали их жизнь, свободу и имущество. Отсюда следовало, что носителем верховной власти является народ, который вправе взять власть обратно, переданную им когда-то монарху, если последний не выполняет свои прямые обязанности в интересах народа.
В центре философии Локка — сенсуализм, теория познания, основанная на отрицании существования врожденных идей и принципов, что доказывалось с помощью обширного историко-культурного материала.
Человеческая душа, по мнению Локка, лишена всяких врожденных идей и понятий. Она есть «чистый лист бумаги» (tabula rasa). Из этого следует, что лишь внешний опыт посредством чувственного знания заполняет этот чистый лист своими письменами. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств, это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение.