История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
Коменский требовал, чтобы объяснение начиналось не с вербального толкования о вещах, а с предметного наблюдения над ними. Для наглядности рекомендовалось использовать реальные предметы, либо модели, копии предметов, картины, рисунки с их изображением. Исключительно важно, утверждал Коменский, наблюдать за вещами, явлениями в их естественных условиях. Поэтому, очень полезны для учащихся экскурсии, путешествия в разные места, чтобы увидеть, как живут другие народы, узнать их обычаи и историю.
Историческая заслуга Коменского состоит в том, что он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил уже имеющиеся представления и некоторый практический опыт наглядного обучения. Он одним из первых широко применил наглядность на практике, снабдив свои учебники соответствующими рисунками. Итак, Коменский ввел в педагогическую науку золотое правило дидактики — наглядность.
Бичуя схоластическое обучение, которое лишь вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», Коменский противопоставил требование сознательности обучения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понять рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознавать какую пользу приносит изучаемое в реальной жизни. «Школа же в реальной жизни, — утверждал Коменский — стремиться к тому, чтобы научить ученика смотреть чужими глазами, думать чужим умом». А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.
Самостоятельность и осознанность развиваются тогда, по мнению Коменского, когда ученик проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь необходимо учителю.
Коменский настаивал на систематичности и последовательности обучения. Он указывал на необходимость подавать материал в строгой системе, доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы изложен кратко в виде основных положений. Чтобы учебный материал усваивался не эпизодически и не прерывисто в обучении следует идти от более общего к более частному, от более легкого к более трудному, от известного — к неизвестному, от более близкого — к далекому. Пример такой подачи материала для обучения дан Коменским в его учебниках.
Так как, по мнению Коменского, «ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это означает, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, то, что запланировано, должно точно выполняться в срок, считаясь с возрастными особенностями детей. Исходя из природы ребенка, Коменский советует сначала развивать у детей ощущения (чувства), затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку.
Ценные указания предложил великий чешский педагог относительно выдвинутого им дидактического требования — посильности обучения. Посильность и доступность в обучении, по Коменмкому, достигаются лишь в результате ясного преподавания, при постоянном учете их индивидуальных и возрастных особенностей. Неоправданное обилие учебного материала и излишние детали сообщаемого могут, по мнению Коменского, ввести детей в заблуждение и отбить интерес к учебе.
Дидактический принцип прочности усвоения учебного материала не являлся новым в педагогике. Еще древние греки считали необходимым условием добиваться прочности изучаемого материала в школе постоянными повторениями и упражнениями. Отсюда известное еще с античных времен утверждение: повторение — мать учения (repetitio est mater studiorum).
Но если в средние века оно сводилось к зубрежке и механическому заучиванию, то Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью». А понято будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения, считал Коменский. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю, прежде всего, необходимо обеспечить возможность чувственного восприятия.