История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)

В детском возрасте (от 2 до 12 лет) главными задачами воспитания являются накопление ребенком чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания и создание условий для приобретения ребенком широкого круга жизненных представлений. Считая, что до 12 лет ребенок находится в состоянии «сна разума», Руссо отрицал целесообразность приобретения воспитанником каких-либо систематических знаний и необходимость использования книг в процессе его обучения. Руссо настаивал, что только на практике ребенок может и должен усвоить элементы различных естественных и точных знаний. «…Если хотите развить ум вашего воспитанника, — советует Руссо, — развивайте силы, которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным, …пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по уму». В связи с этим Руссо подробно разработал ряд практических рекомендаций и комплекс упражнений для развития зрения, слуха и осязания.

По мнению Руссо, когда родители и воспитатели, стремясь сделать ребенка разумным, начинают его воспитывать с помощью разума, это значит, что они начинают не с начала, а с конца. Говоря с детьми на непонятном для них языке, взрослые приучают ребенка отделываться от них пустыми словами.

Главным, по мнению Руссо, является возбудить интерес и естественное желание ребенка учиться. В «Эмиле» Руссо описывает пример того, как воспитанник научился читать. Эмиль, главный герой, получает от воспитателя записки с приглашением то на обед, то на прогулку, но прочесть самостоятельно их не может, и ищет того, кто ему бы помог, в результате чего постоянно опаздывает на все мероприятия. «Ах, если бы я сам умел читать!», — восклицает мальчик и пытается самостоятельно прочесть следующие записки. Со временем, с помощью взрослых, ребенок читает все лучше и лучше, а процесс обучения чтению быстрее и легче. Тот же метод применим и в обучении письму.

Хотя, считал Руссо, хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги, но если он все-таки научился читать, то пусть первой его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой ведет простой образ жизни на необитаемом острове, что соответствовало педагогическим идеалам французского педагога.

Отвергая формирования каких-либо нравственных и абстрактных понятий до 12 лет, Руссо все-таки считал, что ребенок в это время вполне может усвоить на личном примере одну очень важную отвлеченную идею — идею собственности.

Когда у Эмиля возникло естественное желание заняться огородничеством, он вместе с воспитателем высадил на грядке бобы и тщательно за ними ухаживал. Но однажды, Эмиль с горечью обнаружил, что все бобы вырваны, а почва взрыта. Сердце Эмиля рвалось на части, а из глаз лились ручьями слезы. Выяснилось, что причиной этой «трагедии» стал садовник Робер, который на этой земле еще раньше посадил свои дыни. Таким образом, на этом простом примере Руссо демонстрирует, что из столкновения интересов, между Эмилем и Робером, воспитанник, уже в этом возрасте, может естественным образом познать идею собственности и право первого завладения посредством личного труда.

Также из личного опыта ребенок получает первые уроки поведения и нравственных отношений. Отвергая телесные наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий», где свобода ребенка может быть ограничена только вещами. «Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», — указывает Руссо.

Нет смысла наказывать детей прямо за то, что они совершили, утверждает Руссо, пусть они ощутят на себе все дурные последствия своего проступка и поймут невозможность такого поведения. «Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом». Но если ребенок продолжает хулиганить, Руссо рекомендует запереть ребенка в темной комнате, лишив его главного в жизни — свободы. После того как ребенок осознает все происшедшее, сидя в темной комнате, воспитатель должен заключить с воспитанником соглашение о прекращении недопустимых действий и возвратить ребенку свободу. Руссо считал помещение в темную комнату не наказанием, а «естественным последствием» поступка.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)