История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 2
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 3
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 4
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 5
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 6
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 7
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 8
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 9
- 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского. 10
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 2
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 3
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 4
- 3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 2
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 3
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 4
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 5
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 6
- 4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо. 7
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
- 5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века. 2
5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.
5. Эпоха Просвещения, уже одним своим названием свидетельствующая о приоритетности педагогической проблематики в западноевропейском сознании XVIII в., о напряженном внимании к вопросам образования в общественно-государственной деятельности, придала законченное выражение многим тенденциям, ясно обозначившимся в предшествующем столетии. Именно в это время в теоретическом разуме особенно интенсивно разрабатывалась идея, утверждавшая возможность рациональной организации социальных отношений, переустройства общественной жизни на разумных началах.
В рядах этого течения была блестящая плеяда выдающихся мыслителей, писателей, ученых. В XVIII в. появилось множество словарей по различным областям наук, среди них «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» французского философа материалиста Дени Дидро (1713 — 1784). В ней впервые объяснялись такие понятия как депутат, деспотия, конституция, привилегия и др. Энциклопедию стали читать все слои тогдашнего общества, она оказала существенное влияние на приближение буржуазной французской революции.
Крупнейшие представители французского Просвещения: Франсуа Вольтер (1694 — 1778), Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755), Клод Анри Гельвеций (1705 — 1771), Дени Дидро (1713 — 1784), Этьен Кондильяк (1715 — 1780) и др. активно боролись за политическую свободу и социальный прогресс, установление нового порядка, основанного на «естественном равенстве людей» и широком распространении знаний. Они резко критиковали существующую форму правления, церковь и мораль, мечтали о создании идеального общества, в котором бы не было угнетения и насилия. Эта критика превратила французских просветителей в идеологов буржуазной революции. Основным же средством установления справедливого порядка и преобразования общества деятели французского Просвещения считали воспитание и просвещение.
Споры, которые мыслители эпохи Просвещения вели вокруг способов постановки и решения педагогических проблем, во многом были связаны с различными взглядами на природу человека, получившими распространение в то время. С одной стороны, обозначался общественный полюс «второй искусственной природы», даваемый человеку не от рождения, а возникающий в результате его общественной жизни, которая в идеале должна быть организована на основе разумного договора. С другой — обозначался «индивидуальный полюс природности», абсолютно естественный, как бы даваемый людям от рождения их телесной и психической организацией, которые, впрочем, должны быть развиты и реализованы.
Акцентируя внимание на общественной природе человека, Гельвеций утверждал идею всесилия воспитания и его всемогущества. Будучи сенсуалистом, он полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Гельвеций считал, что большую роль в развитии ребенка играют среда воспитания и общественно-политический строй, господствующий в стране. «Горе нациям, — восклицает Гельвеций, — которые доверяют попам воспитание своих граждан».
Осуждая неупорядоченность и бессистемность современного ему воспитания, Гельвеций настаивал на необходимости создания единой для всех системы общественного воспитания. Осуждая сословное и семейное воспитание и обучение, французский философ-материалист утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как рождаются с одинаковыми способностями.
Гельвеций широко трактовал понятие «воспитание», понимая его не только в обычном смысле этого слова, но и как совокупность всех условий жизни индивидуума. В своей книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» Гельвеций утверждал, что воспитание всемогуще, и, следовательно, именно оно «делает тем, чем мы являемся», и даже более: «Воспитание может все». Даже талантливость и глупость людей во многом он объяснял различием педагогического подхода к ним. Отсюда следовал вывод, что воспитание должно соответствовать лучшим образцам человеческой культуры.