Специальная педагогика. Лекция 3

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ


Все специальные образовательные учреждения для слепых и слабовидящих детей выполняют сразу несколько функций, среди которых одними из важнейших являются социальноадаптационная и профориентационная Благодаря коррекционно-развивающей направленности процесса обучения в рамках специальной школы происходит устранение недостатков познавательной деятельности, формирование активной жизненной позиции, адекватной самооценки учащихся

Большое внимание в учебных программах уделяется проведению научных опытов, экскурсий и предметных уроков.

При обучении и воспитании детей с нарушениями зрения в школе большое внимание уделяется занятиям по труду. Обучение трудовым основам начинается уже в начальной школе и имеет три основных направления: техническое, сельскохозяйственное и обслуживающее. В процессе обучения техническому труду учащиеся получают первоначальные знания по предметам, которые помогут в будущем зарабатывать на жизнь:

1) машиноведению;

2) электротехнике;

3) специальной графике;

4) деревообработке;

5) шитью.

Как правило, занятия проходят в специально оборудованных мастерских. В процессе выполнения сельскохозяйственных работ ребята получают знания и умения по выращиванию ведущих в данной местности овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных растений. Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой.

На всех этапах трудового обучения решаются не только учебные, но и профориентационные задачи. В старших классах специализированных школ продолжается профессиональная ориентация детей. Ребята занимаются практическими работами, изучают те приемы труда, которые будут затем применять на производстве. Особое внимание уделяется правилам техники безопасности, особенно при работах, связанных с использованием электрического тока. Кроме практических, организуются факультативные занятия по углубленному изучению предметов, с которыми в дальнейшем ребятам придется столкнуться в трудовой деятельности.

Таким образом, профориентация начинается уже в специальных школах, предполагает обязательный квалификационный экзамен на предприятии, на котором проходит практика. Трудоустройством занимаются общества слепых, которые есть в каждом регионе России.

Незрячие занимаются в первую очередь изготовлением высоковольтной и низковольтной аппаратуры, запасных частей к автомобилям, электроустановочных и электротехнических изделий, детских игрушек и т.д. Некоторые слепые заняты интеллектуальным трудом — работают учителями школ, преподавателями вузов, занимаются научной и творческой работой.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3