Специальная педагогика. Лекция 3
- Специальная педагогика. Лекция 3
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ
- ИЗ ИСТОРИИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ
- ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
- ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ЗРЕНИЯ В ШКОЛЕ
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
- ПОНЯТИЕ О СИНДРОМЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА И АУТИСТИЧЕСКИХ ЧЕРТАХ ЛИЧНОСТИ
- ПРИЧИНЫ АУТИЗМА
- КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АУТИЗМЕ
- ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЦП
- СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДЦП
- НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ДЦП
- РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЦП
- КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП
Коррекционная работа с детьми, больными ДЦП, проводится как в районной поликлинике и в неврологических отделениях местных больниц, так и в специализированных дошкольных и школьных учреждениях. Коррекционная работа при ДЦП направлена на устранение разных проявлений этой болезни: нарушений в опорно-двигательной системе, серьезных расстройств речи и дисгармоничного развития психики ребенка.
Одно из основных направлений коррекционной работы — это развитие речи. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 г. В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. Позже М. М. Кольцовым было доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Для правильной организации логопедической работы с детьми важное значение имеет понимание общей картины речевых и двигательных нарушений. При ДЦП у ребенка повышается мышечный корень языка, что влияет и на произношение, и на правильность речи. Логопедические занятия проводятся в таком положении ребенка, при котором влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимально. Такие позы и положения ребенка носят название «рефлекс запрещающих позиций». Они подбираются логопедом совместно с невропатологом.
Если ребенок сидит, то при проведении логопедических занятий особое внимание обращается на положение головы; при необходимости она фиксируется специальным головодержателем или даже используется специальный стул. При проведении занятий и лицо специалиста, и зеркало находятся на уровне глаз ребенка. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений и с закрытыми глазами. Развитие восприятий и представлений у дошкольника осуществляется в разных видах деятельности (предметно-практической, трудовой, изобразительной и т.д.). Занятия по коррекции речи непосредственно должны быть связаны с упражнениями на развитие функции рук и общей моторики ребенка, развитие тонкой моторики рук напрямую связано с развитием речи.
Кроме того, специалисты проводят занятия по корректировке дыхания и развитию мышц тела. До начала любых занятий с ребенком, больным параличом, следует проводить массаж и гимнастику артикуляционной мускулатуры.
Во время проведения занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий, так как они могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса и усилению нарушений речи и, как следствие, нарушений в психике и поведении.
- << Назад
- Вперёд