Специальная педагогика. Лекция 3
- Специальная педагогика. Лекция 3
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ
- ИЗ ИСТОРИИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ
- ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
- ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ЗРЕНИЯ В ШКОЛЕ
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
- ПОНЯТИЕ О СИНДРОМЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА И АУТИСТИЧЕСКИХ ЧЕРТАХ ЛИЧНОСТИ
- ПРИЧИНЫ АУТИЗМА
- КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АУТИЗМЕ
- ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЦП
- СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДЦП
- НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ДЦП
- РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЦП
- КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ
Название этой ветви педагогики происходит от греческого слова typhlos —- «слепой». Тифлопедагогика представляет собой отдельную отрасль педагогической науки, занимающуюся разработкой методик и программ для слепых и слабовидящих детей. Кроме того, тифлопедагогика — это наука об обучении и воспитании людей с нарушениями зрения, часть так называемой специальной педагогики, занимающейся воспитанием детей с различными нарушениями.
Основными задачами тифлопедагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях. Тифлопедагогика ищет пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создает условия формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.
Этой специальной отраслью науки занимаются тифлопедагоги — люди со специальным высшим образованием, осуществляющие обучение, воспитание, политехническую и трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей и подростков с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных или недоразвитых функций.
Одним из разделов тифлопедагогики является тифлопсихология, изучающая психическое развитие слепых и слабовидящих людей, а также способы коррекции при их обучении и воспитании.
Тифлопедагогика разрабатывает методики воспитания на основе единства воздействующих на ребенка со слабым зрением биологических и социальных факторов. Тифлопедагогика обязательно учитывает сложные психические процессы у слепых и слабовидящих детей, предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения. Педагогическая работа со слепыми и слабовидящими детьми предусматривает специальные программы обучения и воспитания, в которых большое внимание уделяется физическому и психическому развитию детей.
Тифлопедагогика предусматривает разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение детей, анализ состояния их знаний и практических умений. Благодаря развитию современных методик тифлопедагогики большинство детей достигают высокого уровня компенсаторного развития и обнаруживают хорошие успехи в учебе, в разностороннем развитии познавательной, а затем и трудовой деятельности.
Тифлопедагогика является составной частью структуры специальной педагогики, занимающейся развитием детей с различными нарушениями, наравне с логопедией, дефектологией, детской психологией и т.д.