Специальная педагогика. Лекция 3
- Специальная педагогика. Лекция 3
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ
- ИЗ ИСТОРИИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ
- ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
- ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ЗРЕНИЯ В ШКОЛЕ
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
- ПОНЯТИЕ О СИНДРОМЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА И АУТИСТИЧЕСКИХ ЧЕРТАХ ЛИЧНОСТИ
- ПРИЧИНЫ АУТИЗМА
- КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АУТИЗМЕ
- ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЦП
- СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДЦП
- НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ДЦП
- РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЦП
- КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЦП
У детей с церебральным параличом частыми являются нарушения речи, занимающие особое место в клинике церебрального паралича. В среднем их частота составляет 70—80 %. Особенности структуры нарушения речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Среди причин, вызывающих нарушения речи при ДЦП, различают 2 группы: биологические и социальные.
Биологические причины — повреждение центральной нервной системы в результате заболеваний при беременности, перенесенных внутриутробно или сразу после рождения инфекционных заболеваний,различныхтравм, наследственные факторы.
Социальные факторы — недостаточное общение с другими детьми, отсутствие должного внимания к развитию речи у больного ребенка.
Речевые нарушения, которыми страдают больные ДЦП дети, имеют две классификации: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. По первой классификации все речевые нарушения подразделяются на следующие виды:
1) дизартрия — наиболее частое расстройство речи при ДЦП, характеризующееся искаженным произношением;
2) дисфония — отсутствие фонации из-за патологических изменений голосового аппарата;
3) дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе;
4) брадилалия — патологически замедленный темп речи;
5) тахиалия — патологически ускоренный темп речи;
6) заикание, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
7) ринолалия — нарушение тембра голоса изза нарушений в анатомическом строении;
8) афазия — полная или частичная утрата речи;
9) алалия — недоразвитие речи в целом;
10) дислексия — нарушение процесса чтения;
11) дисграфия — частичное нарушение письменной речи.
По второй классификации выделяют две большие группы нарушения речи:
1) нарушение средств общения (общее недоразвитие речи и нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка);
2) нарушение в применении средств общения (неправильное произношение звуков, заикание, замедленный или ускоренный темп речи и т.д.). Для правильной организации логопедической работы с детьми с церебральным параличом важное значение имеет понимание клинической и патогенетической общности речевых и двигательных нарушений. Органическое поражение речедвигательного анализатора при ДЦП приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, ее интонационной выразительности. Выполнение любых движений у больного ребенка вызывает повышение мышечного тонуса и усиление нарушений звукопроизношения.