Специальная педагогика. Лекция 3

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЦП


У детей с церебральным параличом частыми являются нарушения речи, занимающие особое место в клинике церебрального паралича. В среднем их частота составляет 70—80 %. Особенности структуры нарушения речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Среди причин, вызывающих нарушения речи при ДЦП, различают 2 группы: биологические и социальные.

Биологические причины — повреждение центральной нервной системы в результате заболеваний при беременности, перенесенных внутриутробно или сразу после рождения инфекционных заболеваний,различныхтравм, наследственные факторы.

Социальные факторы — недостаточное общение с другими детьми, отсутствие должного внимания к развитию речи у больного ребенка.

Речевые нарушения, которыми страдают больные ДЦП дети, имеют две классификации: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. По первой классификации все речевые нарушения подразделяются на следующие виды:

1) дизартрия — наиболее частое расстройство речи при ДЦП, характеризующееся искаженным произношением;

2) дисфония — отсутствие фонации из-за патологических изменений голосового аппарата;

3) дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе;

4) брадилалия — патологически замедленный темп речи;

5) тахиалия — патологически ускоренный темп речи;

6) заикание, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

7) ринолалия — нарушение тембра голоса изза нарушений в анатомическом строении;

8) афазия — полная или частичная утрата речи;

9) алалия — недоразвитие речи в целом;

10) дислексия — нарушение процесса чтения;

11) дисграфия — частичное нарушение письменной речи.

По второй классификации выделяют две большие группы нарушения речи:

1) нарушение средств общения (общее недоразвитие речи и нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка);

2) нарушение в применении средств общения (неправильное произношение звуков, заикание, замедленный или ускоренный темп речи и т.д.). Для правильной организации логопедической работы с детьми с церебральным параличом важное значение имеет понимание клинической и патогенетической общности речевых и двигательных нарушений. Органическое поражение речедвигательного анализатора при ДЦП приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, ее интонационной выразительности. Выполнение любых движений у больного ребенка вызывает повышение мышечного тонуса и усиление нарушений звукопроизношения.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3