Специальная педагогика. Лекция 3

НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ДЦП


Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового нарушения. Независимо от степени двигательных I расстройств у детей с церебральным параличом  могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. При ДЦП, как правило, наблюдается снижение интеллекта, судорожный i синдром и нарушения зрения, значительное снижение слуха.

Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности больные дети быстро становятся вялыми, раздражительными, нервными, с трудом сосредоточиваются на простых заданиях. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, также свидетельствующее о нарушениях психики. Организованность в произвольной деятельности у детей с ДЦП формируется с большим трудом.

Специфической особенностью познавательной деятельности является дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Больные дети страдают перепадами настроения и инертностью эмоциональных реакций. Довольно часто встречаются нарушения поведения, проявляющиеся в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного без-

различия, равнодушного, безучастного отношения к окружающим.

У больных ДЦП детей значительно снижен запас знаний и представлений об окружающем мире и самом себе. Это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничением общения со сверстниками, затруднениями в познаниях.

По состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, другие отстают в психическим развитии, у третьих наблюдается умственная отсталость. В последнем случае нарушения психических функций чаще всего носят тотальный характер.

Многие больные дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих, у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения. Опека со стороны взрослых раздражает ребенка и еще хуже влияет на состояние его психики.

Нарушения личности при ДЦП связаны с действием биологических, психологических и социальных факторов. Осознание собственной неполноценности существенно влияет на социальную позицию ребенка. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, легкой внушаемости, отсутствии бытовой и социальной ориентированности.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3