Специальная педагогика. Лекция 3

СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДЦП


При ДЦП у детей с раннего возраста наблюдается задержка и нарушение формирования двигательных функций: они с трудом и опозданием самостоятельно держат голову, плохо осваивают навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе играют значимую роль и являются аномалией моторного развития, которая без определенной коррекции неблагоприятно влияет на общее формирование нервно-психических функций ребенка.

Поражение двигательной системы при ДЦП может быть выражено по-разному: иногда двигательные нарушения бывают тяжелыми, что ограничивает возможности свободного передвижения детей при должном обьеме движения. В других случаях, при среднем нарушении состояния мышц, наблюдаются диспраксии, т.е. неумение выполнить определенные действия, дети сталкиваются с трудностями во время освоения навыков обычного самообслуживания.

Наиболее тяжелой формой ДЦП является спастическая квадриплегия (тетраплегия). Больные не способны стоять и сидеть без поддержки. Нередко наблюдаются нарушения зрения и слуха, эпилептические приступы. Встречаются формы ДЦП с поражением экстрапирамидной системы с явлениями атетоза, а также атонически-астатическая форма с резким снижением мышечного тонуса. Чаще наблюдаются смешанные формы с наличием спастичности и атаксии или атетоза.

Основные принципы лечения ДЦП:

1) физиотерапия;

2) нервно-мышечные блокады;

3) прием пероральных антиспастических препаратов;

4) интратекальное введение баклофена;

5) хирургические методы коррекции. Отличительной особенностью двигательных

нарушений у детей с церебральным параличом является как затруднение при выполнении различных действий, так и слабость их ощущений. У ребенка не формируются должные представления о движениях, возникают затруднения при развитии пространственно-временной организации.

Слабое ощущение своих движений и возникновение трудностей в практических действиях служат причинами нехватки активного осязания, распознавания на ощупь (стереогноза). Это способствует еще большему затруднению для развития определенных действий и не может не сказаться на общем развитии ребенка. У некоторых детей вследствие переутомления проявляется двигательное беспокойство. Это выражено в общей суетливости, построении гримас, у ребенка усиливаются насильственные движения, может появиться слюнотечение.

Двигательные нарушения, затрудняющие передвижения и развитие навыков самообслуживания, вынуждают больного ребенка с первых лет жизни зависеть от взрослых людей. Это влечет за собой пассивность, способствует нарушению развития волевой и мотивационной сфер.

Независимо от степени двигательных расстройств у детей может нарушаться эмоционально-волевая сфера, поведение, снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения и слуха.

Таким образом, серьезные двигательные нарушения при ДЦП влияют на весь ход психического развития ребенка.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3