Специальная педагогика. Лекция 3

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

До окончательного выяснения причин появления синдрома раннего детского аутизма в клинической картине этого заболевания тоже не все может быть ясно. Известный специалист в этой области Л. Каннер выделил 3 основных признака РДА:

1) аутизм с характерными переживаниями;

2) однообразное, повторяющееся стереотипное поведение с элементами одержимости;

3) особые нарушения речевого развития. Клиническая картина не ясна из-за неопределенности в причинах происхождения РДА. Специалисты высказывают самые различные точки зрения на то, что такое основной дефект в психике, возникающий при РДА. Одни считают, что это сочетание низкого психологического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперстезии; другие утверждают, что это нарушение в восприятии окружающего мира; третьи выдвигают гипотезу о том, что главный дефект при аутизме — это нарушение соотношения процессов сна и бодрствования;четвертые выдвигают на передний план когнитивные и речевые нарушения.

Из всех приведенных точек зрения наиболее исследована и научно обоснована теория российских ученых В. В. Лебединского и О. С. Никольской, по которой главной причиной считается низкий психический тонус. Это означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением. Оно наступает так быстро, что больной как бы выхватывает из окружаю- щей действительности отдельные, не связанные между собой фрагменты. При этом формирование целостной картины затрудняется, а при некоторых формах аутизма становится и совсем невозможным. Разорванный, фрагментарный мир, окружающий больного, и является причиной возникающих страхов.

Особо следует сказать о чувственном восприятии больных аутизмом. Многие обычные, легко переносимые большинством людей психические воздействия становятся для аутистов источниками неприятных ощущений и тревог. Больным тяжело переносить как эмоционально насыщенные явления, так и людей, их лица и взгляды. Некоторые больные аутизмом впадают в комплексы, страдают заниженной самооценкой, другие, напротив, имеют завышенную самооценку и совершенно по-другому реагируют на происходящие вокруг события.

При таком необычном восприятии окружающего мира, когда многие предметы и люди вызывают страх и волнения, аутичный барьер защищает ребенка от слишком эмоционального восприятия мира. По определению специалистов, ребенок «забирается в аутизм,как улитка в раковину», — там он чувствует себя намного спокойнее и приятнее. К сожалению, за созданным больной психикой аутичным барьером ребенок лишается многих жизненно необходимых факторов для последующего развития.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3