Специальная педагогика. Лекция 3

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА


Известно, что под влиянием воспитания природные задатки развиваются и совершенствуются, претерпевают существенные изменения. Это касается и детей с нарушениями слуха. С такими детьми постоянно ведется работа по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха.

Большое внимание уделяется произношению и беглому чтению с губ.

При анализе структуры способностей у глухих детей особую роль играет отдельный аспект рассмотрения интеллектуальных способностей — вопрос о видах мышления и средствах, с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Сурдопсихологи установили, что интеллектуальные возможности глухого ребенка могут существенно различаться в зависимости от вида мышления, необходимого в данных условиях.

Наблюдающееся у глухих детей замедленное овладение словесной речью как средством мыслительной деятельности ведет к тому, что в развитии их умственных способностей в качестве средств мышления особое значение приобретают естественные жесты, предметные действия, а затем и мимико-жестовая речь.

Широко используются и дидактические материалы, воздействующие на зрительное восприятие ребенка.

Для формирования понятийного мышления глухих детей применяются следующие методы:

1) легкие задания по конструированию: построение домика из кубиков и призм сначала по черно-белому чертежу, затем по цветному;

2) воссоздание целого из частей; очень хорошо подходят мозаики-пазлы;

3) геометрические головоломки: последовательно составлять, руководствуясь образцами, семь фигур из двух треугольников;

4) задания для развития речи: раздаются картинки с предметами, следует называть то, что изображено на картинках;

5) картинки с изображениями действий — развитие фразовой речи ребенка;

6) составление рассказа по картинке;

7) счет по картинкам с изображением цифр. Дети с нарушениями слуха с удовольствием решают новые, необычные для них задачи, с радостью проявляют свои творческие способности.

Кроме конструирования, положительный эффект при развитии мыслительных способностей и восприятия окружающего мира дают занятия по рисованию. Глухие дети, как правило, отстают от слышащих при изображении сложных объектов, но при правильном подходе начинают рисовать ничуть не хуже.

У глухих детей успех в усвоении новых данных зависит от структуры формирующихся способностей, от того, насколько недостаток в развитии одних компонентов способностей восполняется развитием других.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3