Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2

Критические параметры движения по опрокидыванию.

Условие потери устойчивости, при котором происходит опрокидывание — достижение равенства нулю нормальных реакций на внутренних колесах обеих мостов. Запишем условие равновесия при движении на вираже:

( Рclip_image288[20]cosclip_image382[13]- Gclip_image010[61]sinclip_image382[14])hclip_image004[7]= (Gclip_image010[62]cosclip_image382[15]+ Рclip_image288[21]sinclip_image382[16])m, (4.7)

Размер плеча m зависит от целого ряда факторов:

- расположения центра масс в поперечной и продольной плоскостях

- колеи передних и задних колес

- угловой жесткости подвески и плеча крена, определяющих смещение центра подрессоренной массы. Принимая как допущение, что плечо m равно половине колеи, рассмотрим случай опрокидывания в сторону действия силы Рclip_image288[22]. Подставляя в полученное выражение Рclip_image288[23]= mclip_image010[63]Vclip_image035[33]/R и m = В/2 и решая относительно скорости, имеем:

Vclip_image373[2]=clip_image423, (4.8)

Соответственно, при движении по горизонтальной дороге:

Vclip_image373[3]= clip_image425, (4.9)

Если Рclip_image288[24]cosclip_image382[17]clip_image057[7] Gclip_image010[64]sinclip_image382[18] , то увеличивается опасность опрокидывания в сторону действия составляющей силы тяжести Gclip_image010[65]sinclip_image382[19] тем больше, чем меньше скорость и больше угол косогора. Решая равенство относительно clip_image382[20], имеем:

clip_image369[1] = arctgclip_image427, (4.10)

Минимальное значение clip_image369[2]= arctg B/2hclip_image004[8], (4.11)

Следует отметить, что полученные выражения критических параметров не учитывают наклона кузова, т.е углов крена. Если при каких либо возмущениях, меняется крен кузова, то это приводит к уменьшению плеча m и увеличению hclip_image004[9], что в свою очередь увеличивает вероятность опрокидывания даже до достижения критических параметров, рассчитываемых по полученным ранее формулам. В принципе водитель может вмешаться в развитие процесса, пока опрокидывание происходит не очень быстро, уменьшив силу Рclip_image288[25], снизив скорость или увеличив радиус.

Из формул видно, что наличие виража повышает критические скорости. Это обстоятельство используют для повышения устойчивости движения на автомобильных дорогах. В России устраивают виражи на всех кривых с Rclip_image057[8] 3000 м на дорогах первой категории и на кривых с Rclip_image057[9] 2000 м — на остальных дорогах. Обычно угол виража не превышает 6clip_image209[5].

При проектировании АТС за счет конструктивных соотношений обеспечивают выполнение условия Vclip_image373[4]clip_image057[10]clip_image371[3], которое иллюстрируется графиком зависимости критических скоростей (рис. 9).

clip_image430

Рис. 9 График зависимости критических скоростей движения от радиуса поворота


Вы здесь: Главная Транспорт Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2