Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2
- Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2
- Виды испытаний ТС и тормозной путь
- Теоретическое определение замедления и тормозного пути
- Служебное торможение
- Оптимальное распределение тормозных сил
- Топливная экономичность АТС. Оценочные показатели
- Уравнение расхода топлива
- Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность
- Управляемость АТС. Общие положения. Оценочные показатели управляемости
- Увод автомобильного колеса
- Кинематика поворота автомобиля
- Силы, действующие на автомобиль при повороте
- Круговое движение и переходные процессы
- Стабилизация управляемых колес
- Колебания управляемых колес
- Устойчивость АТС. Общие положения
- Критические показатели по скольжению
- Критические параметры движения по опрокидыванию.
- Курсовая устойчивость и действие внешних сил.
- Маневренность. Оценочные показатели.
- Автомобиль — как колебательная система
- Оценка профильной проходимости
- Оценка опорно-тяговой проходимости
- Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость.
Критические параметры движения по опрокидыванию.
Условие потери устойчивости, при котором происходит опрокидывание — достижение равенства нулю нормальных реакций на внутренних колесах обеих мостов. Запишем условие равновесия при движении на вираже:
( Рcos
- G
sin
)h
= (G
cos
+ Р
sin
)m, (4.7)
Размер плеча m зависит от целого ряда факторов:
- расположения центра масс в поперечной и продольной плоскостях
- колеи передних и задних колес
- угловой жесткости подвески и плеча крена, определяющих смещение центра подрессоренной массы. Принимая как допущение, что плечо m равно половине колеи, рассмотрим случай опрокидывания в сторону действия силы Р. Подставляя в полученное выражение Р
= m
V
/R и m = В/2 и решая относительно скорости, имеем:
V=
, (4.8)
Соответственно, при движении по горизонтальной дороге:
V=
, (4.9)
Если Рcos
G
sin
, то увеличивается опасность опрокидывания в сторону действия составляющей силы тяжести G
sin
тем больше, чем меньше скорость и больше угол косогора. Решая равенство относительно
, имеем:
= arctg
, (4.10)
Минимальное значение = arctg B/2h
, (4.11)
Следует отметить, что полученные выражения критических параметров не учитывают наклона кузова, т.е углов крена. Если при каких либо возмущениях, меняется крен кузова, то это приводит к уменьшению плеча m и увеличению h, что в свою очередь увеличивает вероятность опрокидывания даже до достижения критических параметров, рассчитываемых по полученным ранее формулам. В принципе водитель может вмешаться в развитие процесса, пока опрокидывание происходит не очень быстро, уменьшив силу Р
, снизив скорость или увеличив радиус.
Из формул видно, что наличие виража повышает критические скорости. Это обстоятельство используют для повышения устойчивости движения на автомобильных дорогах. В России устраивают виражи на всех кривых с R 3000 м на дорогах первой категории и на кривых с R
2000 м — на остальных дорогах. Обычно угол виража не превышает 6
.
При проектировании АТС за счет конструктивных соотношений обеспечивают выполнение условия V, которое иллюстрируется графиком зависимости критических скоростей (рис. 9).
Рис. 9 График зависимости критических скоростей движения от радиуса поворота