link4736 link4737 link4738 link4739 link4740 link4741 link4742 link4743 link4744 link4745 link4746 link4747 link4748 link4749 link4750 link4751 link4752 link4753 link4754 link4755 link4756 link4757 link4758 link4759 link4760 link4761 link4762 link4763 link4764 link4765 link4766 link4767 link4768 link4769 link4770 link4771 link4772 link4773 link4774 link4775 link4776 link4777 link4778 link4779 link4780 link4781 link4782 link4783 link4784 link4785 link4786 link4787 link4788 link4789 link4790 link4791 link4792 link4793 link4794 link4795 link4796 link4797 link4798 link4799 link4800 link4801 link4802 link4803 link4804 link4805 link4806 link4807 link4808 link4809 link4810 link4811 link4812 link4813 link4814 link4815 link4816 link4817 link4818 link4819 link4820 link4821 link4822 link4823 link4824 link4825 link4826 link4827 link4828 link4829 link4830 link4831 link4832 link4833 link4834 link4835 link4836 link4837 link4838 link4839 link4840 link4841 link4842 link4843 link4844 link4845 link4846 link4847 link4848 link4849 link4850 link4851 link4852 link4853 link4854 link4855 link4856 link4857 link4858 link4859 link4860 link4861 link4862 link4863 link4864 link4865 link4866 link4867 link4868 link4869 link4870 link4871 link4872 link4873 link4874 link4875 link4876 link4877 link4878 link4879 link4880 link4881 link4882 link4883

Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2


Тормозные системы и оценочные параметры

АТС в соответствии с ГОСТ Р4113-99 (Правило ЕЭК ООН № 13) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения.» должен иметь следующие тормозные системы:

Рабочую тормозную систему (РТС), предназначенную для снижения скорости АТС и его полной остановки.

Запасную тормозную систему (ЗТС), выполняющую функцию РТС при выходе из строя последней (прицепы и полуприцепы могут не иметь такой системы).

Стояночную тормозную систему (СТС), предотвращающую возникновение возникновения движения остановленного транспортного средства под воздействием приложенных к нему случайных сил.

Вспомогательную тормозную систему (ВТС), предназначенную для поддержания постоянной скорости АТС при его движении под уклон самостоятельно или совместно с РТС, с целью её разгрузки. Устанавливается на автобусах, грузовых автомобилях грузоподъемностью более 12 т, горных АТС грузоподъемностью более 3 т и прицепах (полуприцепах) полной массой более 10 т.

Роль запасной системы может выполнять стояночная или один контур РТС.

Оценочные показатели.

Для оценки ТС используют следующие оценочные показатели:

1) Эффективность действия РТС- это её способность обеспечить максимально возможное замедление. Поэтому оценочным параметром принято считать величину установившегося замедления (среднего или максимального) достигаемого АТС при приложении к тормозной педали нормируемого усилия, а также величину тормозного пути проходимого АТС в этих условиях при торможении от нормируемой начальной скорости до полной остановки.

2) Эффективность действия ЗТС оценивается теми же показателями, но установленные нормативы ниже.

3) Эффективность действия СТС оценивается по величине тормозной силы, развиваемой тормозным механизмом при приложении нормируемого усилия на рычаге управления. Она должна удерживать АТС в отсутствие водителя неопределенное время.

4) Эффективность действия ВТС оценивается установившейся скоростью при движении под уклон с нормируемыми параметрами.

5) Эффективность действия тормозных систем прицепов и полуприцепов оценивается величиной суммарной тормозной силы всех тормозных механизмов.

Нормируемые параметры устанавливаются для различных категорий транспортных средств, для соответствующих начальных скоростей и нормируемого усилия на педали. Категории транспортных средств подразделяются на: М — для перевозки пассажиров N — для перевозки грузов и О — для прицепов или полуприцепов.

Таблица 1 — Категории транспортных средств

Категория

Полная масса, т

Наименование АТС

М1

Соответствует полной массе базовой модели

Автобусы, пассажирские автомобили и их модификации, а также пассажирские автопоезда с числом мест для сидения более 8

М2

До 5

То же, имеющие более 8 мест для сидения

М3

Свыше 5

То же

N1

До 3,5

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые автопоезда

N2

Свыше 3,5 до 12

То же

N3

Свыше 12

То же

О1

До 0,75

Прицепы и полуприцепы

О2

До 3,5

То же

О3

До 10

То же

О4

Свыше 10

То же

Так, для РТС, например, установлено:

Для категории Мclip_image033: начальная скорость торможения –80 км/час и усилие на педали тормоза — 50 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 43,2 м, а установившееся замедление не менее 4 м/сclip_image035.

Для категории Мclip_image037: начальная скорость торможения — 60 км/час и усилие на педали тормоза — 70 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 32,1 м, а установившееся замедление не менее 6 м/сclip_image035[1].

Для категории Nclip_image039(полной массой более 12 т): начальная скорость торможения — 40 км/час и усилие на педали тормоза — 70 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 17,2 м, а установившееся замедление не менее 5,5 м/сclip_image035[2].

Для ЗТС нормы установившегося замедления составляют: для пассажирских АТС — не менее 3 м/сclip_image035[3], для грузовых и автопоездов — не менее 2,8 м/сclip_image035[4]. Нормы тормозного пути рассчитываются по формуле:

Sclip_image041= AVclip_image043+ clip_image045,

где: Vclip_image043[1]- начальная скорость торможения, км/час

А = 0,1 (для легковых и грузовых полным весом более 5 т)

А = 0,15 (для автобусов полным весом до 5 т и всех грузовых АТС)

А = 0,18 (для автопоездов).

СТС при усилии на рычаге в 40 кг должна удерживать АТС на максимально возможном подъеме, но не менее 18%. Если СТС играет роль запасной, то она должна обеспечивать и её нормативы.

ВТС должна обеспечивать постоянную скорость не более 30 км/час на спуске 7% протяженностью 7 км.

Вы здесь: Главная Транспорт Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2