Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2
- Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2
- Виды испытаний ТС и тормозной путь
- Теоретическое определение замедления и тормозного пути
- Служебное торможение
- Оптимальное распределение тормозных сил
- Топливная экономичность АТС. Оценочные показатели
- Уравнение расхода топлива
- Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность
- Управляемость АТС. Общие положения. Оценочные показатели управляемости
- Увод автомобильного колеса
- Кинематика поворота автомобиля
- Силы, действующие на автомобиль при повороте
- Круговое движение и переходные процессы
- Стабилизация управляемых колес
- Колебания управляемых колес
- Устойчивость АТС. Общие положения
- Критические показатели по скольжению
- Критические параметры движения по опрокидыванию.
- Курсовая устойчивость и действие внешних сил.
- Маневренность. Оценочные показатели.
- Автомобиль — как колебательная система
- Оценка профильной проходимости
- Оценка опорно-тяговой проходимости
- Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость.
АТС в соответствии с ГОСТ Р4113-99 (Правило ЕЭК ООН № 13) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения.» должен иметь следующие тормозные системы:
Рабочую тормозную систему (РТС), предназначенную для снижения скорости АТС и его полной остановки.
Запасную тормозную систему (ЗТС), выполняющую функцию РТС при выходе из строя последней (прицепы и полуприцепы могут не иметь такой системы).
Стояночную тормозную систему (СТС), предотвращающую возникновение возникновения движения остановленного транспортного средства под воздействием приложенных к нему случайных сил.
Вспомогательную тормозную систему (ВТС), предназначенную для поддержания постоянной скорости АТС при его движении под уклон самостоятельно или совместно с РТС, с целью её разгрузки. Устанавливается на автобусах, грузовых автомобилях грузоподъемностью более 12 т, горных АТС грузоподъемностью более 3 т и прицепах (полуприцепах) полной массой более 10 т.
Роль запасной системы может выполнять стояночная или один контур РТС.
Оценочные показатели.
Для оценки ТС используют следующие оценочные показатели:
1) Эффективность действия РТС- это её способность обеспечить максимально возможное замедление. Поэтому оценочным параметром принято считать величину установившегося замедления (среднего или максимального) достигаемого АТС при приложении к тормозной педали нормируемого усилия, а также величину тормозного пути проходимого АТС в этих условиях при торможении от нормируемой начальной скорости до полной остановки.
2) Эффективность действия ЗТС оценивается теми же показателями, но установленные нормативы ниже.
3) Эффективность действия СТС оценивается по величине тормозной силы, развиваемой тормозным механизмом при приложении нормируемого усилия на рычаге управления. Она должна удерживать АТС в отсутствие водителя неопределенное время.
4) Эффективность действия ВТС оценивается установившейся скоростью при движении под уклон с нормируемыми параметрами.
5) Эффективность действия тормозных систем прицепов и полуприцепов оценивается величиной суммарной тормозной силы всех тормозных механизмов.
Нормируемые параметры устанавливаются для различных категорий транспортных средств, для соответствующих начальных скоростей и нормируемого усилия на педали. Категории транспортных средств подразделяются на: М — для перевозки пассажиров N — для перевозки грузов и О — для прицепов или полуприцепов.
Таблица 1 — Категории транспортных средств
Категория |
Полная масса, т |
Наименование АТС |
М1 |
Соответствует полной массе базовой модели |
Автобусы, пассажирские автомобили и их модификации, а также пассажирские автопоезда с числом мест для сидения более 8 |
М2 |
До 5 |
То же, имеющие более 8 мест для сидения |
М3 |
Свыше 5 |
То же |
N1 |
До 3,5 |
Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые автопоезда |
N2 |
Свыше 3,5 до 12 |
То же |
N3 |
Свыше 12 |
То же |
О1 |
До 0,75 |
Прицепы и полуприцепы |
О2 |
До 3,5 |
То же |
О3 |
До 10 |
То же |
О4 |
Свыше 10 |
То же |
Так, для РТС, например, установлено:
Для категории М: начальная скорость торможения –80 км/час и усилие на педали тормоза — 50 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 43,2 м, а установившееся замедление не менее 4 м/с.
Для категории М: начальная скорость торможения — 60 км/час и усилие на педали тормоза — 70 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 32,1 м, а установившееся замедление не менее 6 м/с.
Для категории N(полной массой более 12 т): начальная скорость торможения — 40 км/час и усилие на педали тормоза — 70 кг. При этом тормозной путь должен быть не более 17,2 м, а установившееся замедление не менее 5,5 м/с.
Для ЗТС нормы установившегося замедления составляют: для пассажирских АТС — не менее 3 м/с, для грузовых и автопоездов — не менее 2,8 м/с. Нормы тормозного пути рассчитываются по формуле:
S= AV+ ,
где: V- начальная скорость торможения, км/час
А = 0,1 (для легковых и грузовых полным весом более 5 т)
А = 0,15 (для автобусов полным весом до 5 т и всех грузовых АТС)
А = 0,18 (для автопоездов).
СТС при усилии на рычаге в 40 кг должна удерживать АТС на максимально возможном подъеме, но не менее 18%. Если СТС играет роль запасной, то она должна обеспечивать и её нормативы.
ВТС должна обеспечивать постоянную скорость не более 30 км/час на спуске 7% протяженностью 7 км.
- Prev
- Вперёд >>