Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2

Устойчивость АТС.  Общие положения. Оценочные показатели устойчивости.

При управлении АТС водитель создает управляющие силы, поворачивая управляемые колеса. Однако, кроме этих управляющих сил на АТС действуют различного рода случайные силы (взаимодействие колес с дорогой, наклон дороги, аэродинамические силы и т.д.). Эти случайные силы принято называть возмущениями. Движение под действием заданных сил называют невозмущенным.

Влияние возмущений на характер движения может быть различным. При одних параметрах невозмущенного движения после временного отклонения, вызванного возмущением, параметры движения возвращаются к исходным. Такое движение называют асимтотически устойчивым. Если же отклонение, вызванное возмущением, с течением времени увеличивается даже после прекращения действия возмущения, а параметры движения не возвращаются к исходным, то движение называют асимтотически неустойчивым.

При изучении свойств АТС, рассматривают условия устойчивости по боковому смещению, угловой скорости, опрокидыванию в поперечной и продольной плоскостях. Параметры невозмущенного движения, определяющие границу между устойчивостью и неустойчивостью, называют критическими. Различают критические параметры положения и критические параметры движения.

К основным оценочным показателям устойчивости относят показатели поперечной устойчивости.

Показатели положения:

- критический угол косогора clip_image367по боковому скольжению;

- критический угол косогора clip_image369 по боковому опрокидыванию.

Показатели движения:

- критическая скорость clip_image371 по боковому скольжению;

- критическая скорость Vclip_image373 по боковому опрокидыванию;

- коэффициент поперечной устойчивости: clip_image375= В/2hclip_image004[6];

- критическая скорость АТС по курсовой устойчивости Vclip_image378;

- критическая скорость автопоезда по вилянию прицепа Vclip_image380.

Скорости clip_image371[1]и Vclip_image373[1] соответствуют установившемуся круговому движению по дороге с заданным радиусом поворота и углом поперечного наклона плоскости дороги к горизонту (углом косогора). Скорость Vclip_image378[1] соответствует прямолинейному движению по горизонтальной дороге. Скорость Vclip_image380[1] соответствует установившейся скорости прямолинейного движения, при которой виляние прицепа в каждую сторону превышает 3% его габаритной ширины. По приведенным выше показателям нормы отсутствуют.

Критические углы косогора определяют на стенде. Критические скорости определяются по результатам субъективной оценки при проведении испытаний «переставка», «поворот», «торможение на повороте».

Вы здесь: Главная Транспорт Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2