Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2
- Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 2
- Виды испытаний ТС и тормозной путь
- Теоретическое определение замедления и тормозного пути
- Служебное торможение
- Оптимальное распределение тормозных сил
- Топливная экономичность АТС. Оценочные показатели
- Уравнение расхода топлива
- Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность
- Управляемость АТС. Общие положения. Оценочные показатели управляемости
- Увод автомобильного колеса
- Кинематика поворота автомобиля
- Силы, действующие на автомобиль при повороте
- Круговое движение и переходные процессы
- Стабилизация управляемых колес
- Колебания управляемых колес
- Устойчивость АТС. Общие положения
- Критические показатели по скольжению
- Критические параметры движения по опрокидыванию.
- Курсовая устойчивость и действие внешних сил.
- Маневренность. Оценочные показатели.
- Автомобиль — как колебательная система
- Оценка профильной проходимости
- Оценка опорно-тяговой проходимости
- Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость.
Круговое движение и переходные процессы
Рассмотрим круговое движение автомобиля с постоянной скоростью. Возникающие при этом углы увода, имеют следующие зависимости:
= m
V
/(K
R) и
= m
V
/(K
R)
Соответственно радиус поворота R:
R =
/![]()
Из формулы видно, что при неизменном угле
радиус R зависит от V, причем характер этой зависимости определяется значением и знаком к-та при V
. Обозначим выражение в круглых скобках как К
- к-т поворачиваемости. Тогда:
R = (L — К
V
)/![]()
= V
/(L — К
V
)
Если К![]()
0, то с увеличением скорости радиус уменьшается, а угловая скорость увеличивается. И наоборот при К![]()
0, увеличение скорости приводит к увеличению радиуса и уменьшению угловой скорости. При К
=0 величина радиуса не зависит от скорости, а угловая скорость пропорциональна линейной.
Видно, что при К![]()
0 ![]()
, т.е.поворачиваемость избыточная, если К![]()
0, то ![]()
и поворачиваемость недостаточная, а при К
=0 и
=
поворачиваемость нейтральная.
Отношение
/
используют как характеристику чувствительности автомобиля к управляющему воздействию на него водителя через рулевое управление.
Если
/
=V/L, то поворачиваемость нейтральная, если
/![]()
V/L, то избыточная, а если
/![]()
V/L, то недостаточная.
Круговое движение возникает не сразу после поворота колес на постоянный угол
. В результате поворота колес возникают силы, изменяющие определенным образом направление движения автомобиля, однако наличие инерционных факторов приводит к тому, что новые параметры движения устанавливаются не сразу, а через какой-то промежуток времени, в течение которого несмотря на то, что
=const, параметры движения изменяются. Процесс изменения параметров движения при переходе от одного установившегося режима к другому называют переходным. Переходные процессы предшествуют любому установившемуся движению. Они занимают большую часть времени и имеют большое значение при оценке управляемости.
В теории управления принято оценивать переходные процессы по реакции управляемой системы на единичное, ступенчатое возмущение. Для автомобилей это соответствует реакции на быстрый (близкий к мгновенному) поворот рулевого колеса с последующим движением при
=const («рывок руля»).
Переходный процесс характеризуется временем, в течение которого
достигает 95% ![]()
. Это время тем больше, чем больше скорость.
Для автомобилей с избыточной поворачиваемостью переходный процесс заключается в асимтотическом приближении к ![]()
.
Переходные процессы автомобилей с недостаточной поворачиваемостью характеризуются наличием перерегулирования (заброса). В тех случаях, когда перерегулирование невелико, время переходного процесса для автомобилей с недостаточной поворачиваемостью обычно меньше, чем для автомобилей с избыточной поворачиваемостью и меньше зависит от скорости. Наличие значительного перегулирования свидетельствует о чрезмерной недостаточной поворачиваемости.