Специальная педагогика. Лекция 2

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Организация образовательной деятельности в специальной школе опирается на ряд принципов, направленных на приобретение учащимися знаний и умений, способствующих процессу социализации и адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Назовем их:

1) построение образовательно-коррекционной деятельности с учетом медицинского, психологического, педагогического подхода в изучении личности обучаемого ребенка;

2) применение интегрированного и дифференцированного подходов в образовательно-воспитательном процессе;

3) направленность образовательного процесса на коррекцию и уменьшение нарушений здоровья и жизнедеятельности;

4) формирование адекватных личностных качеств ребенка в процессе обучения;

5) многообразие методик и приемов обучения детей с нарушениями развития;

6) оптимальное сочетание словесной речи педагога, наглядных материалов и предметной деятельности учащихся;

7) использование проблемных ситуаций на уроке как одно из максимально эффективных средств развития познавательной деятельности.

Учебная деятельность требует постоянного контроля со стороны педагога и определения уровня усвоения материала учащимися. Ее осуществление проводится с помощью анализа урока. Согласно общеобразовательной педагогике, анализ урока выполняется по следующему плану:

1) место урока в структуре образовательного процесса;

2) организация урока (тип и структура урока, подготовка учащихся к активному участию в процессе проведения урока, уровень подготовленности учащихся к теме урока и т.д.);

3) содержание урока (подбор материала соответственно программе обучения, воспитательно-коррекционная направленность урока, теоретико-практические и межпредметные связи);

4) методическая сторона урока (оборудование и средства обучения, индивидуальная работа с учениками, оценка знаний);

5) манера поведения и общения педагога;

6) поведение и активность учащихся на уроке;

7) опыт проведенного урока в дальнейшей образовательной деятельности.

Учитывая перечисленные принципы обучения, требования к уроку можно сформулировать так (В. В. Воронкова)

1) рассмотрение обучения как совокупности образовательной, коррекционной, воспитательной деятельности;

2) оптимизация учебно-воспитательного процесса;

3) составление содержания урока как части обучающей программы;

4) поддержание междисциплинарных связей;

5) поддержание внутрипредметных связей;

6) четкость организации урока;

7) повышение самостоятельности учащихся.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 2