Специальная педагогика. Лекция 2

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ


В логопедии большую роль играет различие понятий нормы и нарушения речевой деятельности. Нарушением принято считать отклонение речевой деятельности от нормы, принятой в окружающей человека языковой среде, обусловленное нарушениями психофизических механизмов речевой деятельности. Основные характеристики нарушения речи, позволяющие отделить нарушения речевой деятельности от своеобразных особенностей речи: несоответствие уровня развития речи возрасту говорящего; наличие отклонений в развитии психофизических механизмов речи; неправильное произношение не связано с уровнем общего развития личности и особенностями произношения в данной языковой среде; нарушения не проходят сами и требуют коррекции; нарушения речевой деятельности способны повлиять на общее психическое развитие и процесс социализации личности.

В логопедии также существуют такие понятия, как «недоразвитие речи», «задержка речевого развития», «распад речи».

1. Недоразвитием речи считается несовершенность развития совокупности механизмов речи (общее недоразвитие) или отдельных ее компонентов.

2. Под задержкой речевого развития понимают замедление темпов развития речи ребенка относительно сверстников.

3. Распадом речи называют утрачивание коммуникативных и речевых навыков под воз- действием поражения каких-либо участков головного мозга.

Проявление какого-либо отклонения в развитии речи называют симптомом нарушения речи.

Комплекс таких проявлений принято называть симптоматикой нарушения речи. Процесс нарушения речевой деятельности называют патогенезом нарушения речи.

Логопедия выполняет следующие функции:

1) коррекционную;

2) развивающую;

3) обучающую и воспитательную функции. Коррекционное воздействие логопедии может быть направлено на устранение отклонений, на компенсацию и исправление нарушений, на преодоление неречевых недостатков (вызывающих нарушения речи) в речевом развитии.

Развитие и восстановление нарушенных функций речи происходит в условиях специальных методик логопедического воздействия. Компенсация подразумевает использование сохраненных функций организма для компенсации утраченных. Исправление недостатков речи — это устранение или уменьшение проявлений симптоматики нарушений речи.

Обучение представляет собой процесс, направленный на развитие познавательной деятельности у детей, контролируемых и направляемых педагогом.

Воспитательная функция логопедии заключается в систематическом, целенаправленном формировании личности в рамках морали, принятой в окружающей социальной среде.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 2