Специальная педагогика. Лекция 2
- Специальная педагогика. Лекция 2
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
- ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, СИСТЕМА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
- СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
- ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
- НОВЫЕ ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
- УРОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ
- ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИИ
- АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ
- ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
- ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
- КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
- СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
- ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СУРДОПЕДАГОГИКИ
- ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА
- КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СУРДОПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА
Существующие медицинские классификации нарушений слуха направлены на диагностику и последующее лечение нарушения. Специальная педагогика требует собственной, педагогической, классификации этой категории лицсограниченными возможностями для выбора наиболее оптимальной образовательной методики, максимально учитывающей особенности недостатка обучаемого.
Педагогические классификации основаны на возможностях ребенка в плане восприятия речи (и шепота) на определенном расстоянии. Чаще всего в нашей стране используется классификация Л. В. Неймана, согласно которой установлены три степени тугоухости. Также широко распространена классификация Р. М. Боскис (последовательницы учения Л. С. Выготского) о сложной структуре развития детей с ограниченными возможностями, вследствие .которой первичные отклонения развития влекут за собой вторичные.
Согласно классификации Боскис, дети подразделяются на категории с учетом степени поражения слуховой деятельности, времени действия нарушения и уровня развития речи при существующем нарушении. Нарушение слуха ребенка влияет на процесс развития личности в целом, формирование комплексов, в том числе и неполноценности, которые в дальнейшем ведут к замкнутости, так как в отличие от взрослого человека со сформированной речью влечет за собой нарушения речи, следовательно, мыслительной и познавательной деятельности. У детей с частично сохранившимся слухом в зависимости от уровня развития речи существует возможность развития остаточного слуха. Способность развития речи при нарушенном слухе зависит от уровня развития ребенка и его индивидуальных способностей, от степени нарушения слуховой деятельности, от времени продолжительности нарушения и т.д.
Согласно теории Боскис, дети с недостатками слуха подразделяются на слабослышащих, глухих и позднооглохших.
Слабослышащие — дети, имеющие нарушения слуха в такой степени, что сохраняется возможность самостоятельного развития речи за счет остаточного слуха. Глухие—дети, имеющие нарушения слуха в такой степени, что самостоятельное развитие речи становится невозможным.
Позднооглохшие — категория детей, которые до потери слуха обладали сформировавшейся речью.
Образование детей с нарушениями речи осуществляется при помощи специальных образовательных методик с опорой на сохраненные зрительные функции, если у ребенка полностью отсутствует слух или слух утрачен после формирования речи. Для обучения слабослышащих детей применяются приемы и методики, опирающиеся на слухозрительное восприятие обучающихся детей.