Специальная педагогика. Лекция 2
- Специальная педагогика. Лекция 2
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
- ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, СИСТЕМА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
- СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
- ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
- НОВЫЕ ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
- УРОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ
- ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИИ
- АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ
- ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
- ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
- КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
- СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
- ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СУРДОПЕДАГОГИКИ
- ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА
- КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СУРДОПЕДАГОГИКИ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ У РЕБЕНКА
Человек с помощью звуков образует и воспринимает речь. Рассмотрим анатомо-физиологические механизмы речи.
Для образования связанных речевых звуков используется определенный ряд органов, совокупность которых называется речевым аппаратом. Исходным источником энергии являются легкие с дыхательной мускулатурой .Они создают необходимое давление и воздушный поток в речевом тракте. Речевой тракт состоит из гортани, глотки, рта, носа, мягкого нёба и губ. Совместная деятельность этих органов называется артикуляцией, благодаря которой и образуется членораздельная речь. Связная речь прежде всего организуется нервной системой. Это происходит на нескольких уровнях. В первую очередь идет общий синтез предложения, которое должно быть произнесено. Потом подбирается специальная программа артикуляции. Далее происходит непосредственная реализация этой программы, последовательная проработка всех необходимых артикуляторных движений. В результате образуется нужный звуковой сигнал.
Восприятие речи тоже происходит по определенной схеме. Типичное восприятие речи у каждого человека происходит следующим образом. Слуховыми анализаторами и нервной системой воспринимаются и преобразуются акустические сигналы, исходящие из внешнего
мира. В результате раскрывается смысл речевого сообщения. Процесс протекает в три основных этапа. Сначала работает слух, выделяя спектральные и временные особенности сигнала, т.е. фокусируясь на особенностях, различительных признаках звуков речи. Далее следует фонетическая обработка, в результате которой звуки преобразуются в определенную последовательность дискретных элементов сообщения, т.е. в конкретные фонемы или слоги. Завершается этот ступенчатый процесс анализом синтаксиса и семантики сообщения.
Ребенок через разнообразные анализаторы получает из внешнего мира большое количество разных сигналов. Источником речевых сигналов, как правило, является взрослый. Поэтому велико значение окружения ребенка. Недостаток в общении или нездоровые проявления общения способствуют неправильному формированию речи. Чтобы речевое развитие у ребенка происходило полноценно, необходимо общение сделать значимым, проводить его в эмоционально положительном русле и стимулировать к ответному общению. Незаинтересованность взрослого может привести к отставанию в речи у детей уже на ранних стадиях развития.
Механизм нарушения речи представляет собой цепочку отклонений в функционировании процессов и операций, которые постепенно приводят к возникновению и развитию различных речевых нарушений.